0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ярослав мудрый святой

Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого

5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове.

В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль.

По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.

В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса.

Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу.

В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету.

Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.

Князь составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (святой благоверной княгине Ирине). Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия.

Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».

Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 г.).

Мудрейший из князей

20 февраля, согласно летописной датировке, исполняется 965 лет со дня смерти одного из самых почитаемых древнерусских князей – Ярослава Мудрого, сына крестителя Руси Владимира Святославовича.

Ярослав Мудрый прожил долгую жизнь и правил в стольном граде Киеве без малого 40 лет – с 1016 по 1054 годы (первый период с 1016 по 1018 гг. и второй – 1019-1054 гг.). За это время он снискал славу крупнейшего государственного деятеля и полководца, сплотил разрозненные племена в единую Русь, основал многие города, при нём в Киеве и Новгороде были заложены величественные храмы святой Софии.


В.П. Верещагин. Великий Князь Ярослав I Мудрый. Источник: https://информа.рус/

Начало правления

Летопись повествует о рождении Ярослава в 978 году, это означает, что умер он на 76-м году жизни. По другим версиям, князь появился на свет между 983 и 986 годами. Он был третьим сыном Владимира Святославовича от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода. Отец посадил юного Ярослава на княжение в Ростов. С его именем связывают основание в 1010 году на берегу Волги города, который получил название Ярославль. В 1011 году отец выделяет сыну княжение в Новгороде.

В 1014 году Ярослав решил показать свой независимый характер и решил не платить ежегодный урок (дань) Киеву в размере 2000 гривен. Всё это вызвало гнев у Владимира, и он даже собирался вразумить сына походом на Новгород, но не успел, вскоре заболел и в июле 1015 года умер.

К власти в Киеве пришёл старший брат Ярослава Святополк, учинивший расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в русскую историю под именем Окаянного. Ярослав включился в борьбу с Киевом. Осенью 1016 года встретились два войска. У Любеча на Днепре Ярослав разбил войско Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. Ярослав вступил в Киев. Надо отметить, что Ярослава активно поддержали новгородцы, и этот союз продержался долгое время. Именно новгородцам Ярослав выдал «Древнейшую Правду», правовой кодекс преимущественно уголовных и процессуальных норм, явившийся ранней частью Русской правды. Правление Ярослава в Киеве в тот раз было недолгим.


И.Я. Билибин. Святые Борис и Глеб на корабле. Источник: https://ru.wikipedia.org

Амбициозный польский князь Болеслав помог своему союзнику Святополку в августе 1018 года захватить Киев. Однако власть Святополку не досталась, Болеслав решил сам закрепиться в Киеве. Бесчинства поляков вскоре привели к тому, что восставшие горожане выбили их из города, и Святополк лишился всякой военной помощи. Весной 1019 года Ярослав при поддержке новгородцев собрал новое войско и вновь отправился на Киев. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал и умер по дороге в Польшу.

С той поры Ярослав окончательно стал великим князем и в том же 1019 году женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Шётконунга. Молодая жена в качестве подарка мужа по случаю бракосочетания получила Ладогу с прилегающими землями, после чего эти земли получили название Ингерманландии (земли Ингигерды).


А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда.
Источник: https://ru.wikipedia.org

Полководец

Правление Ярослава Владимировича в Киеве было исполнено военных тревог и угроз. Приходилось постоянно отражать нападения как иноземных захватчиков, так и собственных родственников из дома Рюриковичей. Победа доставалась мудрому правителю не только военным путем, но и хитростью, дипломатией, ловким умением использовать ошибки противника. Ярослав активно укреплял древнерусскую государственность и продолжал внешнюю политику своего отца Владимира и деда Святослава. Дальновидный хозяин киевского стола успешно скреплял военные победы с династическими браками своих дочерей с норвежским, венгерским и французским монархами (О последней истории в 1970-е годы был снят увлекательный советский фильм «Ярославна, королева Франции»).

Но воевать всё-таки приходилось, ведь по-другому в те далёкие времена практически невозможно было усилить авторитет княжеской власти.

Читать еще:  Поминовение 9 дней

В 1020 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич решил позаимствовать у дяди часть новгородских земель. Ему удалось взять Новгород, ограбить его и увести в плен часть жителей. Узнав, что Ярослав приближается к городу, нападавший покинул его, был настигнут грозным дядей на реке Судоме. Ярослав разбил войска племянника и освободил пленных, после чего с родственником замирился, отдав ему в удел Витебск.

Много неудобств доставил Ярославу и его младший брат Мстислав Владимирович Тмутараканский. Несколько лет они противостояли друг другу. Дело доходило до боевых столкновений: Мстислав захватил Чернигов и левобережье Днепра, а в 1024 году под Лиственом (возле Чернигова) победил войско Ярослава и перенёс свою столицу в Чернигов. Мстислав направил послов к Ярославу и предложил разделить земли по Днепру и прекратить войны. «Садись в своём Киеве, ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона». Уже в 1029 году Ярослав помог Мстиславу, совершил поход против племени ясов и выгнал их из Тмутаракани. Всё кончилось замирением.


И.Я. Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. Источник: http://cdbvizit.ru

В 1030 году Ярослав утвердил свою власть на берегах Чудского озера и основал город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). В том же году он отвоевал у поляков Перемышль и Червен, которые были захвачены Болеславом Храбрым ещё в 1018 году.

Войска Ярослава совершили также успешные походы на племена ятвягов и литовские племена. Самое большое впечатление на современников произвели решительные действия против печенегов. В 1036 году он нанёс им решительное поражение под Киевом и избавил русские земли от набегов этих кочевников.

В 1043 году русские рати под предводительством сына Ярослава Владимира ходили походом на Византию. Поход не увенчался решительной победой, но в порядке замирения в 1046 году другой сын Ярослава Всеволод стал законным супругом византийской принцессы. В этом браке родился Владимир Мономах – внук Константина IX Мономаха.

Внутренние дела

Великий князь киевский Ярослав вошёл в историю и как неутомимый строитель, и как князь, укрепивший русскую христианскую культуру. Летописец писал о нём: «Вера христианская нача плодиться и расширяться». Мудрый правитель не только воевал с Византией, но и приглашал оттуда умелых мастеров. Именно они создали на Руси новые храмы, самым знаменитым из них стал величественный собор святой Софии в Киеве. Ярослав основывал монастыри, много сделал для организации церкви и упрочения христианской веры на русских землях.

Отдельно можно сказать о развитии образования при Ярославе Мудром. Именно при нём в Новгороде была открыта вторая самая большая школа (первая в Киеве), а в Софийском соборе была создана библиотека. Князья древней Руси были образованными людьми. Князь Святослав, сын Ярослава, все кладовые заполнил книгами, отец Владимира Мономаха Всеволод владел пятью языками, Владимир Мономах остался для нас писателем. В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».


О. Гальчинська. Библиотека Ярослава Мудрого. Источник: https://информа.рус

При Ярославе Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы, во многом – соперником Константинополя. Вокруг Киева были воздвигнуты каменные стены, в ту же великолепную эпоху построены Золотые ворота.

«Мать городов русских» активно развивала торговые и дипломатические связи со многими европейскими странами, а члены великокняжеского семейства Ярослава породнились со многими королевскими династиями Европы. Браки детей Ярослава продолжились и в следующем поколении. Например, внучка Ярослава Евпраксия Всеволодовна стала женой германского императора Генриха IV.

Русская Правда

Ярослав Мудрый отметился в истории еще одним важным делом. Именно при нём был написан первый свод законов государства, названный Русской Правдой. Учёные до сих пор спорят о времени её происхождения. Большинство из них связывает её с так называемой Древнейшей Правдой (первая часть краткой редакции) с именем Ярослав Мудрого (Правда Ярослава). А время появления Древнейшей Правды датируют как 30-е годы XI века – 1054 год.


А.Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Источник: http://cdbvizit.ru

Князь продолжил начинания своего отца Владимира Святославовича, который также изъявлял намерения ввести в государстве цивилизованные обычаи и создать законы, устанавливавшие справедливость и порядок. Таковым сводом законов и стала так называемая Правда Ярослава Уже после смерти Ярослава сыновья его вносили дополнения и правки, так появилась Правда Ярославичей. Закон действовал, судьи (как светские княжеские, так и церковные) руководствовались им. Сам Ярослав Мудрый говорил: «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте». Действие разработанного при Ярославе законодательства, в которое с течением времени вносились изменения, продлилось до конца XV века, когда в 1497 году был подготовлен новый свод законов – Судебник Ивана III.

Начало раздробленности

К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. После смерти выдающегося правителя в соответствии с завещанием его сыновья разделили земли между собой. Но наследовать Киев могли только три старших брата – Изяслав, Святослав и Всеволод по очереди. Такой порядок замещения княжеских столов историки назвали «лиственничным». Братья перемещались из своих городов в старшие – и до Киева. После смерти последнего брата в Киеве должен править старший сын старшего брата. Вроде всё понятно, но братья стали спорить с племянниками. Споры переросли в неприязнь и вражду.

Это отразилось на других сторонах жизни: оседание бояр и князей на земли (окняжение земель), натуральный характер производства. Феодальная раздробленность – это не изобретение Древней Руси. Большинство стран прошли такой период. Да, раздробленность несла в себе и опасность, и новые возможности для внутреннего развития. Раздробленность не разрушила сложившуюся древнерусскую народность. Духовная жизнь сохранила общие черты и единство стилей. Росли и строились города, развивалась торговля, появлялись новые пути сообщения.


В. Нагорнов. Ярослав Мудрый и сыновья. Источник: https://информа.рус

Почти 20 лет братья придерживались отцовского наказа, беспокоились о государстве, вместе выступали против внешних врагов. Но идиллия закончилась в 1073 году. Святослав Ярославич изгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, пожелав стать единоличным правителем. С той поры между братьями и их потомками начались постоянные раздоры и борьба за власть. Всё это случилось не только вследствие естественных для средневековья властных амбиций, но во многом из-за несовершенства созданной Ярославом удельной системы.

Последствия раздробленности в виде внутренних усобиц Русь почувствовала очень скоро, а в 1237-1241 годах этой слабостью государственного устройства воспользовались монгольские завоеватели. Для нового объединения русских земель понадобилось почти три столетия.

Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому правителю, установленного в Ярославле.

Святой благоверный князь Ярослав Мудрый

О почитании князя Киевского Ярослава

С вятой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. Около 1010 года он основал город Ярославль и заложил здесь первый храм в честь известного подвижника и борца с язычеством — св. Ильи Пророка. На месте своей победы над печенегами в 1037 г. Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. по его повелению его сын Владимир воздвиг Софийский собор в Новгороде. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. князь Ярослав христианскому просвещению народа.

Церковь молитвенно вспоминает св. блгв. великого князя Ярослава Мудрого 20 февраля / 5 марта — в день его блаженной кончины.

Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (1054 г.). Само погребение в храме (а мощи великого князя, как известно, почивают в Софиевском соборе) в древности свидетельствовало об особых заслугах почившего перед Церковью, поэтому перед его могилой совершались панихиды либо даже молебны, разрешавшиеся иногда священноначалием, чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание.

Е.Е. Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым.

Видимо, нашествие монголо-татарских полчищ не позволило довести до логического завершения почитание — канонизацию с составлением службы не только благоверному князю Ярославу, а и многим другим подвижникам благочестия домонгольского периода. Тем не менее, имя святого Ярослава Мудрого находим во всех полных каталогах русских святых — святцах, которые с начала XVII века помещались не в богослужебных книгах, а выходили особыми самостоятельными изданиями.

Святой благоверный князь Ярослав поминается в литийной молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…» на службе всем святым в земле Русской просиявшим, составленной святым исповедником Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским.

«Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX — средина XIII в.)», размещенный во 2-м томе истории РПЦ митрополита Макария (Булгакова) и который, по мысли издателей, «может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковных канонических комиссий», святого благоверного князя киевского Ярослава (в крещении Георгия) Мудрого, относит к разряду «тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью… и благодатными явлениями и, вследствие этого, почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники».

Читать еще:  Сегодня дмитриевская родительская суббота картинки

В изданном в начале ХХ века «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» имеется следующая статья: «Ярослав — Георгий Владимирович, святой, великий князь. Скончался в 1054 году. Память 28 февраля».

А в Издании Московской Патриархии «Богословские труды» № 28 (1987) была напечатана икона святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого.

Священный Синод УПЦ МП на своем заседании, проходившем 9 марта 2004 г. в Киево-Печерской Лавре, заслушал рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима и заместителя председателя комиссии архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, который представил документально-исторические источники, подтверждающие факт почитания на Руси благоверного князя Ярослава Мудрого как святого.

В ответ на запросы духовенства и верующих мирян и в связи с 950-й годовщиной блаженной кончины великого князя Ярослава Священный Синод благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст. ст. / 4 марта н. ст.

При этом было подтверждено, что в соответствии со сложившейся традицией святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.

Жития святых. Благоверный князь Ярослав Мудрый

Литография Чорикова Б. А. «Наставление Ярослава сыновьям»

На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. В одной руке он держит опущенный меч, в другой — макет города. Это князь-созидатель. Опущенный меч символизирует миролюбие и в то же время готовность дать отпор врагам. Именно таким мы знаем князя Ярослава по его житию.

1019 год от Рождества Христова. Неспокойно на Руси. Вот уж третий год после смерти великого князя Владимира идет между его сыновьями борьба за власть. Сначала захватил престол Святополк, убив своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава. Княживший в Новгороде Ярослав не стал дожидаться, пока его настигнет судьба братьев, пошел с новгородской ратью на Киев, сверг братоубийцу и сел в Киеве князем.

Через два года Святополк с войском своего тестя, польского короля Болеслава, изгнал Ярослава и во второй раз стал князем киевским. Однако Ярослав не сдался и снова собрал войска. На реке Альте, в том самом месте, где по приказу Святополка был убит Борис, сошлись два брата в третий раз. На стороне Ярослава – новгородская рать и войско варягов, на стороне Святополка – племена печенегов.

В этот раз Ярослав окончательно победил противника. Его коварный брат бежал, бросив свои войска, и вскоре умер в далекой Богемии. В истории и в памяти поколений он остался под именем Святополка Окаянного, предателя и братоубийцы. Ярослав же, став князем киевским, продолжил дело своего отца, князя Владимира.

Больше всего он хотел, чтобы Русь по славе своей и величию сравнилась с Византией. Поддерживала его в этом и жена Ингигерда, дочь короля Швеции.

Ярослав:
— Построю храмы как в Византии, даже лучше. Пусть Киев славится верой и ученостью.

Ингигерда:
— Но князь, муж мой, разве возможно Киеву быть как Константинополь?

Ярослав:
— А вот и посмотрим. Святую Софию построю, Золотые ворота, храмы покровителей наших с тобой Святого Георгия и Святой Ирины. Соберу писцов, пусть переводят с греческого на славянский, чтобы люди православной вере учились.

Ингигерда:
— Хочу тогда, чтобы и женский монастырь в Киеве был.

Ярослав:
— Ишь, что придумала. Нет ведь у нас монастырей.

Ингигерда:
— Так и храмов таких, как ты задумал, пока нет. Будут храмы — будут и монастыри. Сам же говоришь, что надо как в Константинополе.

Ярослав:
— Что ж, пусть будет так, если есть на то воля Божья.

Князь Ярослав исполнил задуманное. Не только в Киеве, но и в других городах выросли храмы, возведенные и расписанные под руководством греческих мастеров. Приглашенные из Византии певчие научили русских церковным песнопениям. На митрополичью кафедру впервые взошел русский, а не константинопольский архипастырь.

Появились первые русские мужские монастыри: Юрьев в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. А при храме святой Ирины в Киеве возник первый женский монастырь.

«Князь Владимир крещением Русь вспахал, а Ярослав книжными словами ее засеял», — говорит летопись. Благоверный князь не жалел денег на переписывание и перевод книг. Эти рукописи хранились в библиотеке, открытой при Софийском соборе для общего пользования. Заботился Ярослав и о том, чтобы духовенство обучало детей грамоте, а в Новгороде по его приказу была открыта первая большая школа.

Прославился князь и как законодатель. При нем появился первый на Руси Церковный Устав и письменный сборник законов «Русская Правда».

Своих дочерей Ярослав выдал за королей — польского, венгерского и французского. Сыновей женил на иностранных принцессах. Русь больше не воевала с соседями, поскольку была связана с ними родственными узами.

Народ так чтил Ярослава за его деятельность, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».

Он прожил долгую жизнь, а, умирая, оставил своим сыновьям такое напутствие: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».

Скончался Ярослав Мудрый в праздник Торжества Православия. Годы его правления – это не только период расцвета Киевской Руси, но и время окончательной победы Православия над язычеством на русской земле.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Хотя при Ярославе Русь пережила «золотой век», сам князь не был главным претендентом на киевский престол.

Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами XVI века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке – его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Святые князья Борис и Глеб

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Читать еще:  Родительская суббота 2014 год календарь

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же, из-за долго бездействия, распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те, в свою очередь, пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

Святополк Окаянный. Картина В. Шереметьева

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно «Окаянному», однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя – так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича – победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Хотя при Ярославе Русь пережила «золотой век», сам князь не был главным претендентом на киевский престол.

Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами XVI века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке — его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же, из-за долго бездействия, распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те, в свою очередь, пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно «Окаянному», однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича — победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе — учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.

Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море, в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат, Святополк, умер по дороге к своему тестю.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения трёх князей стали характерной чертой того времени — пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до XV века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector