11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торжественное молитвенное песнопение

Богослужебное Песнопение.

1. Знаменное пение.

4. Демественное (домашнее пение).

5. Жанры богослужебных песнопений.

Существует много жанров православного песнопения, перечислим некоторые из них:

Акафист .
Акафист (с греческого — песнь, которую поют не садясь, стоя) — жанр православной церковной гимнографии. Акафистом так же называют разновидность кондака.
Наиболее Известные Православные Акафисты.
Смотрите более полный очерк и прослушайте.

Аллилуиарий .
Аллилуиарий — это торжественное пение слова «аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение «аллилуия» является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют «аллилуия». Пение «аллилуия» перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.

Антифон .
Антифон (с греческого — «противогласник«) — попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. То есть, один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих — опять первый хор и т.д.
В Православной церкви в настоящее время антифоны поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).
На вечерне антифоном служат стихи из 1 , 2 и 3 псалмов.
На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 — 133 . Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни — стихи 9 , 92 , 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102 , 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвящённые Иисусу Христу — особые, праздничные антифоны.
Типы антифонов: .
Антифоны Псалтири (или Антифоны Кафизм ) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам.
Антифоны изобразительные — из псалмов 102 и 145 , поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3 -й и 6 -й или иной песни канона утрени.
Антифоны повседневные — состоят из псалмов 9 , 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
Праздничные антифоны — антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий«, или с тропарём самого праздника.
Антифоны степенные — утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены, возможно, святым Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133 ), называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8 -го, где их четыре . Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.
Наверх

Православный гимн – это торжественное песнопение, прославляющее Бога, а так же что-либо или кого-либо. Гимн генетически восходит к молитве. Через Византию форма гимна, вместе с христианством, проникает в славянскую литературу. В византийской церкви (как и в восточных национальных церквах) гимны считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Гимны были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.

Икос .
Икос – песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икос это строка канона или акафиста. Когда икос следует за кондаком, то в нем раскрываются, объясняются мысли кондака. Икос и кондак оканчиваются одними словами.

Ипакои .
Ипакои (с греч. — «послушание, внимание, повиновение» -) — это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием. Ипакои — особая группа богослужебных песней в православной церкви, рассказывающих о том, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы — апостолам, а те и другие — всему миру о воскресении Христовом. Название ипакои указывает на то особое внимание, с каким христиане должны слушать воспоминание о воскресении Христовом. Ипакои включаются в утреннее и всенощное богослужения.
Наверх

Начиная с середины VII века, самым популярным жанром становится канон. Канон в православном богослужении — песнопение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни (оды), каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких тропарей.
В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос), получивший название катавасия (с греч. «схожу вниз«). Такое название связано с тем, что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
Число песен канона может быть 2 , 3 , 4 , 8 и 9 . Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Богослужебные сборники (книги) ирмосов называются ирмологиями.
Девять песен исполнявшегося во время утренней службы канона представляли собой поэтический пересказ девяти библейских песен из нового и ветхого заветов:
1. » Исход » XV, 1-19 – благодарственная песнь после прохождения через Чермное моря (песнь Мариамы, сестры Моисеевой).
2. » Второзаконие » XXXII, 1 – 47 — Наставления Моисея (песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню).
3. » Книга Царств » II, 2-10 – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила.
4. » Аввакум » III, 2-19 – молитва Аввакума (песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы).
5. » Исайя » XXVI, 9-19 – молитва Исайи (песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»).
6. » Ион » II, 3-10 – молитва Ионы (песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя).
7. » Даниил » III, 26-45, 52-56 – молитва Азарии и начало гимна трех отроков (песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения).
8. » Даниил » III, 57-88 – продолжение гимна трех отроков (славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»).
9. » От Луки » I, 46-55, 63-79 – песня Марии (в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9 -ти или 8 -ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2 -х песней ( 8 -ой и 9 -ой), трипеснец — канон, состоящий из 3 -х песней ( одна из песней меняется по дню седмицы, а 8 -я и 9 -я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4 -х песней ( 6 -ой, 7 -ой, 8 -ой и 9 -ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе«, «Пресвятая Богородице, спаси нас«, «Святителю отче Николае, моли Бога о нас«).
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1 -я песнь первого канона, потом второго , потом третьего , затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3 -й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6 -й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8 -й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим. «. В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
Иоанн Зонара (начало XIII века) считал, что каноном этот жанр стал называться из-за своей строго упорядоченной структуры – (правило, норма, мера): «Канон так называется потому, что он имеет определенную соразмерность девяти од, т.к. это число отражает небесную иерархию. Девять од символически выражают Святую Троицу, ибо трижды три дает число девять, как число трехкратной троичности. Из-за этого оно и установлено в гимне«.
В отличие от своего предшественника кондака, в котором строфы пелись на одну и ту же мелодию, исключая вступление, в каноне каждая ода исполнялась либо на новую, либо на существенно измененную мелодию. Каноны стали создавать буквально для каждого праздника.
Наиболее Известные Православные Каноны.
Наверх

Кондак — это жанр церковной византийской гимнографии получает непродолжительное развитие к концу V – началу VI веков. Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) ( I половина VI в.), который является автором большинства кондаков. Текст кондака мог содержать от 9 -ти до 30 -ти строф. Древние кондаки — многострофные поэмы. Начальная строфа являлась вступлением и называлась «Ирмос» (проимион или кукулион). В этой строфе излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. Последняя строфа – это обобщение назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.
Просуществовал «Кондак» недолго, и уже с VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. От всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Можно сказать, что акафист — есть, собственно, полный кондак.
В Православном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются строфы акафиста.
Устав о пении тропарей и кондаков содержится в богослужебной книге Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).
Наверх

Паремия (с греч . — «притча«, «иносказание«). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.

Прокимен .
В переводе с греческого прокимен означает «предлежащее, впереди лежащий». Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.

150 ветхозаветных гимнов, обращенных к богу и составляющих псалтырь. Псалтирь разделилась на 20 разделов, которые именуются » кафизмами «. Каждая кафизма содержат разное число псалмов. Напимер, в 18-й кафизме, которая называется «песнь ступеней (восхождения)» содержится 15 псалмов (псалмы 119—133 ). В кафизме же 17-й , напротив, содержится только один 118 псалом, который называется «Непорочны».
Каждая кафизма делится на три части. Каждая часть называется «слава». Так как между этими частями читаются славословия: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Широко используется в современном богослужении.

Кафизма — раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», то есть на богослужении во время чтения кафизм сидят. Ранее, во время чтения или пения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. Тропари, читаемые после кафизм, в православной традиции называются «седальны». Псалтирь разделен на двадцать кафизм. Каждая кафизма раздеоена на 3 части (славы). может быть представлено следующей таблицей:

Величание

Велича́ние — в ряде православных церквей краткое торжественное молитвенное песнопение, употребляемое на службе с полиелеем или на всенощном бдении. Название происходит от слова «величаем», с которого начинается большинство данных песнопений. Величание поётся как припев к стихам избранного псалма (отсюда второе название — «припевы»).

В греческих православных церквях величания не употребляются, а схожий термин — др.-греч. μεγαλυνάρια — обозначает припевы на 9-й песне канона утрени в праздничные дни или особый припев к молебному канону.

Содержание

Происхождение

Происхождение величания связано с припевами к 17-й кафизме, употребляемых за богослужением Великой субботы. Использование таких припевов в Иерусалимской церкви зафиксировано в «Иадгари» (грузинский перевод гимнографического приложения к Лекционарию VIII—IX веков). В XIII—XIV веках появляются циклы припевов к 17-й кафизме для богослужения праздников, написанные по аналогии с припевами Великой субботы (например, на Успение Богородицы (XIII век), на Усекновение главы Иоанна Предтечи (XIV век), на Собор трёх святителей (XIV—XVII века) и другие).

Читать еще:  Смс поздравления с пасхой

В XIII веке на основе Псалтыри византийский ученый и церковный деятель Никифор Влеммид составил избранные псалмы для утрени великих праздников и дней памяти особо почитаемых святых. В качестве припева к ним использовалось «Аллилуия». В XIII—XIV века вместо «Аллилуия» были составлены особые припевы стихов полиелея и избранных псалмов. В греческой церкви данные припевы не получили распространения и современном богослужении употребляются только для общего избранного псалма для Богородичных праздников.

В православных церквях славянских стран греческие припевы не получили употребления, вместо них были составлены свои оригинальные циклы припевов для избранных псалмов. Основой цикла припевов, получивших название «величание», стал первый припев непорочных Великой субботы — «Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтем погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от истления». Его структуру повторяют большинство величаний. Исключения составляют величания преподобным (начинаются со слова «ублажаем») и общие величания Богородице («Достойно есть величати тя…» и «Песнь всяку духовну принесем Богородице…»).

В первой четверти XV века монах Филофей составил припевы для праздников и почитаемых святых, которые не имели связи с традиционными припевами на 17-й кафизме. Эти припевы получили распространение в румынских, болгарских, сербских и украинских богослужебных сборниках, где их помещали часто вместе с величаниями. В Русской церкви сочинения монаха Филофея не прижились.

Традиционно величания, как приложения к избранным псалмам, публиковались в Следованных Псалтирях и Ирмологиях. В 1789 году впервые был выпущен сборник величаний, где они были расположены в порядке их употребления в церковном году. В Типиконе, Минеях (за исключением Общей) и Триодях величания не публикуются (однако имеются отдельные исключения, например, общее величание Богородице приводится в современном Типиконе РПЦ).

Использование в богослужении

Величания используются в богослужении наряду с другим важнейшими праздничными гимнографическими сочинениями — тропарём и кондаком. Типикон предписывает пение величания попеременно двумя хорами. Согласно богослужебным указаниям величания главным образом поются на праздничной утрене в качестве припева к избранному псалму. При этом:

  • при пении величания в честь святого, которому совершается бденная служба — открывают Царские врата, всё духовенство встаёт на середине храма, на главный аналой кладётся икона праздника или святого.
  • при пении величания святому, которому совершается полиелейная служба — Царские врата не открывают, в центр храма выходит только служащий священник с диаконом для совершения малого каждения.
  • если день памяти бденного или полиелейного святого, а также богородичного праздника совпадает с воскресным днём, то избранный псалом и величание поются между полиелейными псалмами и тропарями по непорочных, но без «Слава: И ныне».

Кроме утрени величания поют после отпустов служб суточного круга в праздники, на молебнах и крестных ходах, при перенесении мощей.

Общие тексты величаний [1]

Приведённые тексты величаний являются общими. Часто в честь иконы Богородицы или святого написано своё величание, отличающееся (как правило, незначительно) от соответствующего общего.

Символ «/» здесь обозначает деление на колена, употребляемое при пении.

Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Богородице, в честь иконы

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Величаем Вас /, Архангели и Ангели и вся воинства, / Херувими и Серафими, / славящие Господа.

Величаем тя, / пророче Божий (имярек), / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Величаем тя, / апостоле Христов (имярек) / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Величаем вас, / святии апостоли (имярек), / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы / ко Христу приведшия.

Величаем тя, / святителю отче (имярек), / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Величаем вас / святителие велиции (имярек), / и чтим святую память вашу: вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.

Ублажаем тя, / преподобне отче (наш) (имярек), / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Ублажаем вас, преподобные отцы (имярек), / и чтим святую память вашу, / наставницы монахов / и собеседницы ангелов.

Величаем тя, / святый мучениче (имярек), / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа / претерпел еси.

Величаем вас, / страстотерпцы святии (имярек), / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Величаем тя, / священномучениче (имярек), / и чтим святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Величаем вас, /священномученицы Христовы (имярек), / и чтим святую память вашу: / вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.

Ублажаем тя, / преподобномучениче (имярек), / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Ублажаем вас, / преподобнии мученицы (имярек), / и чтим святую память вашу, / наставницы монахов / и собеседницы ангелов.

Величаем тя, / страстотерпице Христова (имярек), / и чтим честное страдание твое, / еже за Христа / претерпела еси.

Величаем вас, / страстотерпицы святыя (имярек), / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Ублажаем тя, / преподобная мати (имярек), / и чтим святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Ублажаем вас, / преподобнии матери (имярек), / и чтим святую память вашу: / вы бо молите за нас , Христа Бога нашего.

Величаем тя, / страстотерпице святая (имярек), / и чтим святую память Твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Величаем тя, / святителю отче (имярек), / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Ублажаем тя, / преподобне отче (имярек), / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Величаем вас, / чудотворцы славнии (имярек), / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Ублажаем тя, / святый праведный (имярек), / и чтим святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Двунадесятым праздникам [2]

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтем святых твоих родителей, / и всеславное славим / Рождество Твое.

Воздвижению Креста Господня

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси / от работы вражия.

Введению во храм Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень / вхождение Твое.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем, Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.

Благовещению Пресвятой Богородицы

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: / Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Входу Господню во Иерусалим

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

Пятидесятнице (празднику Святой Троицы)

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси / божественным учеником Твоим.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / преславное Преображение.

Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / Успение Твое.

Великим недвунадесятым праздникам

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / законное обрезание.

Рождеству Иоанна Предтечи [5]

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове / преславное рождество твое.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу [6]

Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия.

Усекновению главы Иоанна Предтечи [7]

Величаем тя, / Крестителю Спасов Иоанне, / и почитаем вси / честныя твоея главы усекновение.

Как называется молитвенное торжественное песнопение

Зайдя в православный храм, каждый открывает для себя новый мир богослужебного искусства. Это и архитектура храма, и искусство иконописи, поэзия и наконец – песнопение. Как же называется церковное песнопение? Рассмотрим подробнее.

Чтобы понять суть церковного пения, необходимо воспринимать его целостно. Богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое, а строгие правила, разработанные веками, вовсе не ограничивают свободу самовыражения. Известные православные произведения (как называется церковное песнопение мы узнаем чуть позже) таких известных авторов, как Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца и других церковных деятелей поражают свободой и смелостью. Мозаики, фрески, иконы Андрея Рублева, Дионисия и других иконописцев помогают возвысить ум и сердце к первоисточнику красоты и гармонии.

Храм — это место, где идет богослужение, где люди причащаются Бескровной жертве, поэтому песнопение должно соответствовать всему тому, что происходит вокруг. Только тогда оно может по праву называться церковным.

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь — это собрание братьев и сестер по вере. Следовательно, церковные православные песнопения — это прикладное соборное художество. Другими словами — коллективное искусство, направленное на служение целям и задачам Церкви.

Неудивительно, что клиросное пение большей частью является хоровым: все голоса равномерно распределены, каждая партия поется бесстрастно, не громко и не тихо, на удивление деликатно и мягко. Либо исполняется в один голос (унисон) с исоном (когда несколько голосов держат одну басовую ноту) — это либо византийский распев, либо знаменный.

Если у звучащей музыки есть все вышеперечисленные достоинства, тогда ее по праву можно называть богослужебным искусством.

Песнопения в православной церкви имеют свои названия и делятся на несколько видов:

Кроме них, на Божественной литургии и всенощном бдении поются особые песнопения, такие как Херувимская, Милость мира, Великая ектения, Великое и Малое славословие и так далее.

К ним относятся колядки, стихи о святых, покаянные, брачные, венчальные песнопения, народные песни и так далее.

В семидесятых годах девятнадцатого столетия появились первые сборники народных и духовных негритянских песен.

Их собрал и выпустил первый афроамериканский композитор Гарри Берли. Интересно, что все произведения были исполнены многоголосым хором без аккомпанемента. Чернокожие певцы легко гармонизировали мелодию, иногда лидировал солист.

Зачастую негритянские церковные песнопения называют госпелом. Слово берет корни от английского Gospel music, то есть евангельская музыка. Афроамериканский госпел отличается от евроамериканского, но объединяет их то, что они зародились в одной и той же среде — методисткой церкви южной части Соединенных Штатов Америки.

В отличие от православных и григорианских песнопений, негритянский госпел поется быстро, весело и с танцевальными нотками. Основателем госпела стал методистский священник Чарльз Тиндли, который сам писал музыку и слова к ней.

Множество современных исполнителей включали и включают в свою концертную программу госпел. Рей Чарльз, Элвис Пресли, Уитни Хьюстон и множество не менее известных певцов с удовольствием пели народные негритянские духовные песнопения.

Суть церковных православных песнопений — молитвы. Молитва славит Творца, радость общения с Ним, говорит о просьбах, прощении грехов. Нет ничего лучше, чем служить Богу. Любой человек, имеющий горячее желание петь на клиросе, с помощью Господа обязательно добьется своей цели.

Из истории Древней Руси мы знаем, что послы князя Владимира, побывав Константинополе, были восхищены церковной службой. Они слышали хоровое пение, видели архиерейскую службу и не могли понять, на земле они или на небе, так как никогда не видели и не слышали ничего подобного, даже не могли подобрать нужных слов, чтобы пересказать всю красоту и гармонию богослужения. Особенность православного богослужения в том, что Бог с людьми пребывает.

В статье был рассмотрен вопрос о том, как называются церковные песнопения, но одной трактовки мало — эти произведения нужно слушать.

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).
  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.
  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.
Читать еще:  Поздравления с пасхой картинки

Сегодня в музыкальной гостиной начинается образовательный цикл по Литургическому музыковедению. Все лекции основываются на фундаментальном труде “Богослужебное пение Русской Православной Церкви” Ивана Алексеевича Гарднера – выдающегося русского ученого-историка, палеографа, археолога, жившего в XX веке. Эти лекции были подготовлены для учащихся школы духовного пения при храме святой мученицы Татианы преподавателем школы Сергеем Юрьевичем Маркеловым.

Сегодня мы познакомимся с основными видами литургических песнопений.

Всякий человек, приходя в храм, открывает для себя дивный мир богослужебного искусства – иконописи, архитектуры, поэзии и, конечно – пения.

Искусство это обладает огромной притягательной силой, секрет же этой притягательности в том, что церковное, богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое (по человеческим представлениям): с одной стороны, любой род богослужебного искусства строится по вековым, тысячелетним канонам, строго и подробно разработанным, содержащим много весьма жестких ограничений… Но для истинного гения они становятся не оковами, мешающими “свободе самовыражения”, а трамплином для взлета к поистине небесным высотам!

Канон не ограничивает истинные таланты, наоборот, становится, образно выражаясь, единообразной оправой, в которой сияют дивные самоцветы: вдохновенные и смелые тексты – стихиры, кондаки Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Афанасия (Сахарова); солнечные и ликующие мозаики Равенны IV века, целомудренные и сосредоточенные фрески Дионисия и “Троица” прп.Андрея Рублева.

Еще в церковном искусстве привлекает его удивительная деликатность: прп. Андрей Рублев вряд ли писал “Троицу” с мыслью, что создает величайший шедевр. Никогда произведения истинно церковного искусства не будут самодовлеющими, а будут, скорее, прикладными. И их дивная красота и гармония являются, можно сказать, “побочным эффектом”, а на самом деле, приношением верующих сердец творцов этого искусства Первоисточнику всякой красоты и гармонии.

Главное же назначение, например, храма – произведения архитектуры – быть местом для совершения богослужения и – главое – Бескровной Жертвы. Назначением иконы будет – помочь возвести ум и сердце человека к Первообразу – тому, кто изображен на иконе и, будучи абсолютно реальным, но невидимым в нашем мире, внимает молитвам…

Все эти качества должны быть и у музыки, звучащей в храме, только тогда ее можно будет по праву назвать богослужебным искусством.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Но, постойте, а применимо ли вообще слово “музыка” к пению, звучащему во время богослужения? Может, мы ошибаемся и смешиваем несмешиваемые, на самом деле, понятия?

Музыка – искусство, предназначенное для удовлетворения душевных потребностей человека, посредством пения и/или игры на музыкальных инструментах. Не имеет музыкально-выразительных ограничений. Может рассматриваться, как нечто самодостаточное (условно говоря, на концерт собираются ради музыки, и только: одни – чтобы исполнять, другие, чтобы слушать).

Богослужебное пение – это вид певческого /литургического / творчества, предназначенный для совершения богослужения пением (посредством пения), где тексты произносятся нараспев. Мелодические модели (на основе которых распеваются тексты) были выработаны соборным разумом, а музыкально-выразительные средства прошли строгий отбор и были приняты Церковью к употреблению.

Вот, что говорит наука, называемая “Литургическое музыковедение“, об этом предмете. Мы попробуем разобраться в вопросах музыки и богослужебного пения, но для начала – небольшой “ликбез”.

Виды и названия песнопений:

строфа из 8-12 строк. Важнейший гимнографический материал. Дает основное направление мысли слушателя на богослужении.

3. На стиховне (стих следует за стихирой).

4. На литии (стихов нет).

5. По 50-м псалме (на утрени на праздничной службе: полиелей и Всенощное бдение).

7. Блаженны на литургии на 3-м изобразительном антифоне

строфа из 4-6 строк, содержащая главную мысль праздника.

антифоном могут быть названы те песнопения, которые всегда исполняются (или, по крайней мере, должны исполняться) двумя хорами попеременно.

1. В литургии – псалмы литургии оглашенных, составляющие первые три ее антифона (в начале, сразу после великой ектении): а) будничные, б) изобразительные, в) праздничные.

1. Обычный – двукратное пение стиха псалма с промежуточным (между повторениями первого) стихом и разделенным между чтецом и хором 1м стихом в конце.

2. Великий (т.е. большой), состоящий из четырех, а не двух стихов; окончание – как у обычного. Положен на вечерни в субботу и вечерни Господских двунадесятых праздников.

Молитвенные песнопения богослужений

Литургия

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Перевод: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца; И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Истинно так.

Отче наш

О́тче наш, Иже еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Вечерня

Великое славословие

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя, вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́.
Г о́споди Царю́ Небе́сный, Бо́же Отче Вседержи́телю, Го́споди, Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас; взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу; седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко Ты еси́ един Свят, Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Н а всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки и в век ве́ка.
Б лагослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь.
Б у́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м (трижды).
Г о́споди, Прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́.
Г о́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой; яко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (трижды).
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Песнь «Свете Тихий»

Све́­те Ти́хий свя­ты́я сла́­вы Безсме́ртнаго От­ца́ Не­бе́с­на­го, Свя­та́­го Блаже́ннаго, Иису́­се Хрис­те́!
П рише́дше на за́пад со́лн­ца, ви́­дев­ше свет вече́рний, по­е́м От­ца́, Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, Бо́­га.
Д осто́ин еси́ во вся вре­ме­на́ пет бы́­ти гла́сы пре­по­до́б­ны­ми, Сы́­не Бо́­жий, Жи­во́т дая́й, те́м­же мир Тя сла́­вит!

Перевод: Иисусе Христе, Тихий (ясный, радостный) Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного! Мы, доживши до солнечного заката, и увидавши вечерний свет, прославляем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Тебя, Сыне Божий, следует воспевать во все времена голосами святых людей, ибо Ты всему подаешь жизнь; поэтому Тебя прославляет вся вселенная. 1

Прокимен воскресный 2

Гос­по́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
О блече́ся Гос­по́дь в си́­лу и препоя́сася.
И ́бо утвер­ди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Д о́­му Тво­ему́ по­до­ба́­ет святы́ня, Го́с­по­ди, в долготу́ дний.

Перевод: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. 3

Прокимен великий 4

Кто бог ве́­лий я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог творя́й чу­де­са́.
Стих 1: Сказа́л еси́ в лю́­дех си́­лу Твою́.
Стих 2: И рех: ны́­не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́ш­ня­го.
Стих 3: Помяну́х де́ла Гос­по́д­ня, я́ко помяну́ от нача́ла чу­де­са́ Твоя́. И па́­ки: Кто бог ве́­лий:

Перевод: Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. И снова: Кто Бог так великий… 3

Молитва «Сподоби, Господи»

Спо­до́­би, Го́с­по­ди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Го́с­по­ди Бо́­же оте́ц на́­ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́­ки, ами́нь.
Б у́­ди, Го́с­по­ди, ми́­лость Твоя́ на нас, я́ко­же упова́хом на Тя.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Го́с­по­ди, нау­чи́ мя оправда́нием Тво­и́м.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Вла­ды́­ко, вразуми́ мя оправда́нием Тво­и́м.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Свя­ты́й, про­све­ти́ мя оправда́нии Тво­и́ми.
Г о́с­по­ди, ми́­лость Твоя́ во век; дел ру­ку́ Твое́ю не пре́­зри.
Т е­бе́ по­до­ба́­ет хвала́, Те­бе́ по­до­ба́­ет пе́­ние, Те­бе́ сла́­ва по­до­ба́­ет, Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Перевод: Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Песнь в честь Воскресшего Христа

Воскресе́ние Хрис­то́­во ви́­дев­ше, поклони́мся Свя­то́­му Го́с­по­ду Иису́­су, еди́­но­му безгре́шному. Кресту́ Тво­ему́ покланя́емся, Хрис­те́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ по­е́м и сла́­вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́­зве Те­бе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свя­то́­му Христо́ву Воскресе́нию: се бо при­и́де Кресто́м ра́­дость все­му́ ми́­ру, всег­да́ благословя́ще Го́с­по­да, по­е́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо пре­тер­пе́в, сме́р­тию смерть разруши́.

Перевод: Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей). 1

Ангельское приветствие Богородице

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, Бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю; благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Утверди, Боже. Молитва из последования Утрени

Утвер­ди́, Бо́­же, свя­ту́ю пра­во­сла́в­ную ве́­ру, ве́­ру пра­во­сла́в­ных хри­сти­а́н. Утвер­ди́, Бо́­же, во век, во век ве́­ка.

Песнопения в Церкви: как различить и как звучат? (+ АУДИО)

Сегодня в музыкальной гостиной начинается образовательный цикл по Литургическому музыковедению. Все лекции основываются на фундаментальном труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» Ивана Алексеевича Гарднера — выдающегося русского ученого-историка, палеографа, археолога, жившего в XX веке. Эти лекции были подготовлены для учащихся школы духовного пения при храме святой мученицы Татианы преподавателем школы Сергеем Юрьевичем Маркеловым.

Сегодня мы познакомимся с основными видами литургических песнопений.

История богослужебного пения

Всякий человек, приходя в храм, открывает для себя дивный мир богослужебного искусства — иконописи, архитектуры, поэзии и, конечно — пения.

Искусство это обладает огромной притягательной силой, секрет же этой притягательности в том, что церковное, богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое (по человеческим представлениям): с одной стороны, любой род богослужебного искусства строится по вековым, тысячелетним канонам, строго и подробно разработанным, содержащим много весьма жестких ограничений… Но для истинного гения они становятся не оковами, мешающими «свободе самовыражения», а трамплином для взлета к поистине небесным высотам!

Читать еще:  Стихи поздравления с пасхой христовой

Канон не ограничивает истинные таланты, наоборот, становится, образно выражаясь, единообразной оправой, в которой сияют дивные самоцветы: вдохновенные и смелые тексты — стихиры, кондаки Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Афанасия (Сахарова); солнечные и ликующие мозаики Равенны IV века, целомудренные и сосредоточенные фрески Дионисия и «Троица» прп.Андрея Рублева.

Еще в церковном искусстве привлекает его удивительная деликатность: прп. Андрей Рублев вряд ли писал «Троицу» с мыслью, что создает величайший шедевр. Никогда произведения истинно церковного искусства не будут самодовлеющими, а будут, скорее, прикладными. И их дивная красота и гармония являются, можно сказать, «побочным эффектом», а на самом деле, приношением верующих сердец творцов этого искусства Первоисточнику всякой красоты и гармонии.

Главное же назначение, например, храма — произведения архитектуры — быть местом для совершения богослужения и — главое — Бескровной Жертвы. Назначением иконы будет — помочь возвести ум и сердце человека к Первообразу — тому, кто изображен на иконе и, будучи абсолютно реальным, но невидимым в нашем мире, внимает молитвам…

Все эти качества должны быть и у музыки, звучащей в храме, только тогда ее можно будет по праву назвать богослужебным искусством.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Но, постойте, а применимо ли вообще слово «музыка» к пению, звучащему во время богослужения? Может, мы ошибаемся и смешиваем несмешиваемые, на самом деле, понятия?

Музыка – «искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе соответствующие чувства и настроения» /Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/.

Музыка — искусство, предназначенное для удовлетворения душевных потребностей человека, посредством пения и/или игры на музыкальных инструментах. Не имеет музыкально-выразительных ограничений. Может рассматриваться, как нечто самодостаточное (условно говоря, на концерт собираются ради музыки, и только: одни – чтобы исполнять, другие, чтобы слушать).

Богослужебное пение – это вид певческого /литургического / творчества, предназначенный для совершения богослужения пением (посредством пения), где тексты произносятся нараспев. Мелодические модели (на основе которых распеваются тексты) были выработаны соборным разумом, а музыкально-выразительные средства прошли строгий отбор и были приняты Церковью к употреблению.

Литургический текст играет доминирующую роль по отношению к напеву. Песнопения не «исполняют» для кого-то, а посредством их молятся, обращаются к Богу, святым, или молящимся в храме, можно сказать: общаются с ними. Первичным всегда остается СЛОВО, а напев следует во всех отношениях за ним, т. е. музыкальная составляющая самодостаточной не является. /В полном смысле определение это применимо только к уставному богослужебному пению/.

Вот, что говорит наука, называемая «Литургическое музыковедение«, об этом предмете. Мы попробуем разобраться в вопросах музыки и богослужебного пения, но для начала — небольшой «ликбез».

Виды и названия песнопений:

Стихира

строфа из 8-12 строк. Важнейший гимнографический материал. Дает основное направление мысли слушателя на богослужении.

Разновидности:

1. На «Господи воззвах».

2. На «Хвалитех» ( – стихиры вставляются между строками соответствующих псалмов – стих предшествует стихире).

3. На стиховне (стих следует за стихирой).

4. На литии (стихов нет).

5. По 50-м псалме (на утрени на праздничной службе: полиелей и Всенощное бдение).

6. Евангельские (12 стихир, «Славники» на «Хвалитех» на воскресной утрени).

7. Блаженны на литургии на 3-м изобразительном антифоне

Тропарь

строфа из 4-6 строк, содержащая главную мысль праздника.

Канон

поэма, состоящая из 9 песен, основанных на 9 библейских песнях. Занимает центральное положение в Утрени. Каждая песнь состоит из Ирмоса – образца по напеву и ритмике стиха для Тропарей. Ирмосы собраны в книге «Ирмологий»

Кондак и связанный с ним Икос

в сущности – целая поэма, НЕ основанная на библейских песнях, развивающая тему празднуемого события более или менее подробно. Состоял первоначально из разного числа (до 24) метрически одинаковых строф, кончающихся одними и теми же словами («припев») – ИКОСОВ. Всю поэму начинала строфа, отличная от других по метрике, но оканчивающаяся теми же словами – КУКУЛИОН. В этой строфе кратко излагается главная тема и идея всей поэмы. Последующие икосы развивают эту тему, иногда в форме диалога. С течением времени кондак, т.е. вся поэма сократились в богослужении таким образом, что остался только кукулион, на который и было перенесено название «кондак», и 1й икос.

Акафист

«неседальное пение» = полный кондак, состоит из кукулиона и 24 более кратких строф с чередующимися с ними более пространными строфами. Краткие называются «кондаками», пространные – «икосами». Первые оканчиваются словами «Аллилуия», вторые (как и кукулион – первый «кондак») – «Радуйся, Невесто Неневестная» Название «Акафист» в данном случае указывает не на литературную или музыкальную форму поэмы, а на положение молящихся. Собственно «Акафист» только один – Божией Матери. По уставу поется в субботу 5 Седмицы Великого Поста. Все другие – подражание этому, в уставе отсутствуют. Акафисты часто в современной практике буквально поются.

Ипакои

(в некоторых древнерусских рукописях: «упакои») — строфа тропарного характера, исполняемая на утрени на том месте, где положен седален (по большей части – после 3 песни канона).

Антифон

антифоном могут быть названы те песнопения, которые всегда исполняются (или, по крайней мере, должны исполняться) двумя хорами попеременно.

Разновидности

1. В литургии – псалмы литургии оглашенных, составляющие первые три ее антифона (в начале, сразу после великой ектении): а) будничные, б) изобразительные, в) праздничные.

2. Три «славы» первой кафизмы на субботней вечерне («Блажен муж»).

3. Три строфы тропарного характера, исполняемые на воскресной утрени перед Евангелием – «Степенны антифоны». Каждая строфа, пропетая одним хором, повторяется другим. В основе – содержание псалмов 119-132 («песнь степеней»). Не в воскресенье (но в дни, когда положен полиелей или всенощная) поется первый антифон 4 гласа («От юности моея»). В каждом гласе имеют свои, только им свойственные напевы. Во всех гласах, кроме 8-го три антифона; в 8 – четыре.

4. Строфы тропарного характера, различного объема, сгруппированные в 15 антифонов, которые исполняются на утрени Великого Пятка («12 Евангелий») между первыми пятью Евангельскими чтениями. Каждая строфа также повторяется противостоящим хором.

Седален

строфа тропарного характера, при пении или чтении коей на общественном богослужении начинали садиться для слушания так называемых «чтений», положенных Уставом (состояли из толкований Апостола, Евангелия и т.д.). Некоторые седальны являются также и тропарями (седален по 1-й кафизме 7 гласа = тропарь Недели о Фоме /первая после Пасхи/). Таким образом, название указывает (как и в акафисте) на положение молящихся во время его исполнения. В некоторых случаях при исполнении седальна положено стоять, тогда в Уставе об этом сказано (богородичен 8 гласа Октоиха /в Неделю утра/: «О Тебе радуется» — «…не седяще поем, но стояще и со страхом и благоговением»).

Прокимен

(греч» — «предлежащее») – первоначально, часть псалма (реже – весь псалом), теперь только один или два стиха какого-либо псалма. Прокимен непосредственно предваряет чтение Священного Писания и исполняется в антифонно-респонсорном виде: чтец возглашает «Глас …» и текст прокимна – певцы поют этот стих. Чтец – следующий стих псалма – певцы (если есть – то другой хор) повторяют первый стих. Чтец – первую половину 1го стиха (давая знать, что прокимен закончен) – певцы (вновь первый хор) – 2ю половину стиха. Чтец всегда посередине храма, певцы – на своих местах. Мелодии прокимнов обычно краткие, силлабически-невматического стоения. нередко (в знаменном роспеве) мелодия прокимна представляет собой одну из попевок соответствующего гласа.

Разновидности:

1. Обычный – двукратное пение стиха псалма с промежуточным (между повторениями первого) стихом и разделенным между чтецом и хором 1м стихом в конце.

2. Великий (т.е. большой), состоящий из четырех, а не двух стихов; окончание – как у обычного. Положен на вечерни в субботу и вечерни Господских двунадесятых праздников.

Аллилуарий

торжественное пение слова «Аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами (1-2) из псалмов, которые по содержанию имеют отношение к теме воспоминаемого события. На литургии предшествует чтению Евангелия, являясь его ПРОКИМНОМ (а не завершением чтения Апостола). Исполняется (и возглашается) аллилуарий так же, как прокимен. поется на глас, т.е. имеется распетым на все 8 гласов. Как при прокимне, так и при аллилуарии возможно участие в пении всех присутствующих.

Катавасия

(от греч. «схожу вниз»). Обыкновенно катавасией называют схождение обоих хоров, правого и левого с их мест и соединение в один хор на середине храма. Сейчас название «катавасия» прилагается к ирмосу, которым заканчивается песнь или группа песней канона.

В XIII веке катавасией назывались некоторые другие песнопения, для исполнения которых на амвон выходил один певец или сходились на середину храма оба хора. Так, например, «катавасией» названы в Московском Успенском Кондакаре 1207 года ипакои по 3 песни канона на Рождество Христово («Начаток язык…»), на Богоявление («Егда явлением Твоим…») и нынешнее ипакои на Пасху («Предварившия утро…»)

Эксапостиларий или Светилен

– строфа тропарного типа, которая на утрени поется перед хвалитными (148-150) псалмами с их (если есть) стихирами. Название «эксапостиларий» (от греч. – «высылаю») происходит, вероятно, потому, что для исполнения его высылается из среды певцов один на середину храма, или на амвон. Объяснение, что название это произведено от содержания (т.к. в одиннадцати воскресных Э. говорится о послании апостолов на проповедь) применимо лишь к ним. Название «светилен» производят от содержания текста, где, как правило, говорится о свете; или потому, что время исполнения С. приходится на конец утрени, когда уже должен начинаться рассвет.

Причастен (Киноник)

стих из псалма (реже какой-либо другой текст из Священного Писания), который поется на литургии во время причащения священнослужителей в алтаре, и заканчивается протяжным мелизматическим пением «Аллилуия», повторяемым иногда несколько раз. По содержанию соответствует главной теме дня. Т.к. причастен должен заполнить время, когда священнослужители причащаются в алтаре, то уставные мелодии причастных стихов обычно бывают очень мелизматически развиты. В древних певческих рукописях (кондакарях) текст причастна снабжен знаками кондакарной нотации. В современной практике пение причастна свелось во многих случаях просто к читке на одном аккорде, а время причастия заполняется пением не имеющих, порой, никакого отношения к теме дня стихов, стихир, ирмосов и.т.д., а чаще всего «концертов».

Церковные песнопения. Виды церковных песнопений

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector