0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиции празднования на руси пасхи

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Православный праздник Пасха

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Читать еще:  Стихира пасхи текст

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Пасхальные гуляния

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Традиции празднования

Вот и настал великий праздник Светлого Христова Воскресения — Пасхи. Долгий и строгий Великий пост предшествовал ему. Каждый, в меру сил, старался исправить свою жизнь, покаяться в грехах, исцелиться от страстей, чтобы с чистым сердцем встретить Воскресшего Спасителя мира.

И теперь он настал, «праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки» (тропарь 8-й песни Пасхального Канона). И в нашей жизни изменилось все, ведь Пасха — это особое время.

Изменился строй богослужения. До Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) перестает читаться молитва «Царю Небесный». Молитвы о усопших не читаются до дня Радоницы. Теперь можно читать акафисты (во дни Великого Поста читать акафисты не полагается). А каждое богослужение и домашняя молитва начинаются с пения пасхального тропаря: «Христос Воскресе из мертвых. ». До конца Светлой Седмицы вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы. Пост на всю Светлую Седмицу отменяется.

Изменения происходят не только в богослужении, но и в нашей повседневной жизни.

Вместо «Здравствуйте!», которое мы говорим обычно при встрече, со дня Пасхи и до Пятидесятницы мы приветствуем всех словами: «Христос Воскресе!».

Всю Светлую Седмицу стараются провести с радостью о Воскресшем Спасителе, торжественно отмечают праздник дома, приходят на Пасхальные богослужения в храм, ходят в гости, посещают больных и нуждающихся.

Очень важно провести эти дни, не забыв самого праздника, не согрешив, не оскорбив Господа своим поведением.

Со святым праздником Пасхи связано множество традиций и обычаев. Один из них — крашение яиц.

Чудо Марии Магдалины

После праздничной службы мы всегда поздравляем с праздником, начинаем христосоваться.

— Христос Воскресе! — говорим мы друг другу.

— Воистину Воскресе! — слышим мы в ответ.

И каждый протягивает в дар крашеное яйцо. Откуда возник этот обычай? Чем он так важен для нас?

В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте и хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Чем же связана Мария Магдалина с этим пасхальным обычаем?

Святая равноапостольная Мария Магдалина была в числе жен-мироносиц, которые всегда следовали за Христом, служа Ему и святым апостолам «от имений своих» (Лк. VIII, 3). Была она свидетельницей великих чудес и исцелений, которые сотворил Господь, видела она и Его крестные страдания и смерть, ей же, одной из самых первых, явился Воскресший Спаситель. По Вознесении Господнем святая Мария Магдалина долгое время оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами в Иерусалиме, а затем отправилась сама проповедовать Слово Божие. Путь ее пролегал по территории современной Италии. Многих людей обратила она ко Христу своей проповедью. А однажды не побоялась прийти с Благой Вестью даже к самому императору Тиверию (Тиберию).

-Христос Воскрес! — обратилась она с пасхальным приветствием к правителю Римской Империи и протянула в дар простое куриное яйцо. Она рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Предание говорит нам, что Тиверий уверовал во Христа, сослал Пилата из Иудеи в Галлию и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.

С тех пор и мы, приветствуя друг друга на Пасху, обмениваемся крашеными яйцами, вспоминая великое чудо, произошедшее с Марией Магдалиной и императором Тиверием.

Яйцо — это символ Гроба Господня, но оно же и символ Воскресения. Красный же цвет, в который чаще всего оно окрашивается, это напоминание о том, что победа над смертью, возрождение рода человеческого были куплены дорогой ценой – Кровью Господа Иисуса Христа. И это не только простое воспоминание о крестном подвиге Спасителя, это и призыв к нам: «Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших. » (1 Кор. VI, 20).

Крашеные яйца

Готовиться к покраске яиц начинали загодя. Собирали луковую шелуху -основной природный краситель, использующийся при окрашивании яиц. Использовали и другие. Из природных красителей использовали, например, крапиву — она давала яйцу приятный зеленоватый цвет, клюква же наоборот придавала насыщенный пурпурный.

Бережно хранили снесенные курицами яйца. А затем, обычно в Великий Четверг, всей семьей приступали к окраске. Такие яйца называют обычно крашенками.

В западных областях больше распространены писанки — яйца, расписанные разнообразными геометрическими узорами. Писанки были очень трудны в исполнении, много времени проводилось в работе над каждым яйцом. Крашенки тоже не всегда были просто окрашенными яйцами. Иногда к ним прикладывали листочки, травы, и на яйце оставался неокрашенный отпечаток. Были и другие разнообразные методики.

Игры с яйцами

Много игр было связано с крашеными яйцами. Проходили они весело, играли и стар, и млад.

Одной из главных затей была игра «в битки». Играли в «битье» яиц или в «яичные бои» все от мала до велика.

Готовились к этим игрищам заранее. Выбирали яйца с толстой, крепкой скорлупой.

Цель игры состояла в том, чтобы ударить по яйцу соперника своим яйцом, и ударить так, чтобы яйцо соперника треснуло. Сначала шел своеобразный торг, который может быть довольно длинным. Порой эти шутливые препирательства «кому бить первым» были гораздо интереснее самой игры. И вот развязка — один бьёт первым.

И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю.

Были и те, кто хотел играть нечестно. Например, внутрь яйца заливали смолу, либо воск, кто-то же вообще вытачивал яйцо из дерева и красил как настоящее. Таких нерадивых игроков не любил никто, да и наказывали их очень строго.

Так же любили играть в прятанье яиц. Чем-то эта игра напоминала жмурки. Называлась она «слепаком ходить», «в защурю» или «в тёмную». Одному из участников завязывали глаза и отводили от лежавшего яйца на некоторое расстояние. Он должен был идти к яйцу, пока сам не решит, что подошел довольно близко. После этого он снимал повязку и пытался взять яйцо, не делая ни шагу ни назад, ни вперед. Ложиться на землю при этом запрещалось. Если это ему удавалось, он забирал яйцо себе, если же нет, то отдавал свое.

И конечно нельзя не упомянуть о катании яиц. Для этой весьма интересной и зрелищной забавы требовался особый реквизит — желоб, по которому будут катать яйца. Делался он из трех сбитых вместе дощечек, либо куска коры. Порой желоб специально вырезали из ствола небольшого дерева. Длинна его начиналась от полуметра, а иногда достигала и двух и более метров.

Специально для игры подготавливали и площадку. Вырывали траву, утрамбовывали землю, чтобы ничего не могло помешать игрокам. Чтобы яйца не выкатывались за пределы площадки, ее ограничивали либо веревкой, либо из земли делали небольшую насыпь. Внутри все игровое поле посыпалось песком.

Затем на игровое поле (называли его «коном» или «катищем») выкладывали в определенном порядке яйца. Каждый игрок добавлял в общую кучу свое яйцо. Порой получались из них довольно причудливые узоры. Смысл игры заключался в том, чтобы попасть в разложенные на игровом поле яйца противников. Кто попадал — забирал выбитые яйца себе.

Пасхальный стол

Крашеные яйца — это не единственное особое блюдо пасхального стола. Вместе с ними рачительные хозяйки пекут куличи, делают творожные пасхи. Многие пекут из теста фигурка барашка — пасхальный агнец. Все эти блюда приносятся в храм в Великую Субботу. Там священник читает молитву на их освящение и кропит их святой водой. В молитве священник просит у Господа благословить «. млеко огустевшее, с ним же и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтноподательных даров исполнимся и неизглаголанныя Твоея благости. » (Молитва благословения сыра и яиц). Вкушать освященные блюда можно только после Пасхальной службы.

Куличи являются еще одним неизменным блюдом пасхального стола. Их всегда делают из дрожжевого теста, которое символизирует дыхание вечной жизни. А сдобу кулича сравнивают со сладостью райской жизни. Хорошо приготовленный кулич не черствеет в течение 40 дней после Пасхи, до дня Светлого Вознесения. Пасхи. Что же это за «млеко огустевшее», о котором говорится в молитве? Может быть это вообще не молочные продукты? Не все, но один — творожная пасха. Это блюдо одно из самых любимых детворой, но и одно из самых сложных в приготовлении. Пасху принято делать конусообразной формы, которая символизирует гроб Господень. Готовое творожное блюдо традиционно принято украшать буквами «ХВ», означающими «Христос воскресе!», а также изображениями креста, копья, трости — символами страдания и воскресения Христа.

Читать еще:  Семейная традиция пасха

В Светлую Субботу после Литургии режется и раздается всем верующим артос. Это особый освященный хлеб, который выносится к царским вратам храма после Пасхальной службы. Священник читает над ним молитву и кропит его святой водой. В молитве он испрашивает у Господа: «. нас же сего приносящих, и того лобызающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подававая. » (Молитва на освящение артоса).

В течение Светлой седмицы, по монастырскому уставу, артос приносится на трапезу вместо панагии. Панагия (по-гречески — «Всесвятая») — это богородичная просфора, которую по особому чину (соблюдающемуся у нас только в монастырях) приносят после Литургии на трапезу и вкушают уже после ее окончания (хотя мы привыкли есть просфоры только натощак, но здесь таким образом подчеркивается, что трапеза является фактически продолжением богослужения, если предваряется молитвой, сопровождается духовным чтением, а пища вкушается с благодарением Богу и приготовившим ее собратьям).

Этот чин на самом деле происходит из глубокой древности. По преданию, еще апостолы после Вознесения Господа перед трапезой откладывали в честь Него частицу хлеба, а в конце поднимали ее вверх с молитвой. А после Успения Божией Матери частица стала подниматься в ее честь, это и продолжается по сей день в чине о панагии.

Но на Светлой седмице мы сугубо чувствуем присутствие Господа с нами, и поэтому чин о панагии заменяется чином артоса, который в течении всей Светлой седмицы выносится на Крестный ход и в отличие от панагии, не вкушается, но относится обратно в храм с пением девятой песни пасхального канона.

Этот благословенный хлеб благочестивые православные христиане приносят домой, дробят (разрезают) на небольшие кусочки и благоговейно хранят в подобающем месте. Употребляют его натощак вместе со святой водой. Считается, что кусочек артоса, принятый с верой в Бога, может исцелить от многих болезней.

Колокольный звон

Светлая Седмица — это единственное время в году, когда колокольный звон не регламентируется. Более того, только в эти дни каждый мирянин, по благословению настоятеля, может подняться на колокольню и сам звонить во все колокола.

В старину именно так и отбирали будущих звонарей. Следили и за тем, чтобы был слух, но и чтобы звон был красивым, «брал за душу».

«Солнечные заигрыши»

Есть и еще один красивый пасхальный обычай, уже, к сожалению, порядком подзабытый. Вот как о нем пишет писатель, поэт и этнограф А.А. Коринфский:

«Дошло до наших забывчивых дней старинное преданье, гласящее, что красное солнышко, всплывая . над обновленной воскресением Христа землею, радостно играет-пляшет своими лучами. Эта слава-молва о «солнечных заигрышах» распространена повсеместно во всех уголках славянского мира, некогда жившего одною духовной жизнью с народом русским. В великорусских губерниях раным-рано на первый день Светлого Праздника выходит деревенский люд на пригорки, ребята же малые взлезают на крыши — смотреть-любоваться игрою солнышка красного».

Неделя о Фоме. Красная горка

Первый воскресный день после Пасхи называется Фоминой неделей, так как вспоминается уверение апостола Фомы. В народе этот день получил наименование Красной горки. Отмечалась Красная горка очень широко. Играли первые после Великого поста свадьбы.

Молодежь играла крашеными яйцами и в другие игры. Вечером водили хороводы.

Радоница

Много обычаев есть у нашего народа, связанных с Пасхой. Многие из них уже почти забыты. Другие снова возрождаются. Появляются новые, и далеко не всегда они соответствуют учению Церкви. Один из главных таких обычаев — обычай ходить на пасхальной седмице на кладбище. «Всему свое время, — говорит нам Священное Писание. — Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать. (Еккл. Ill, 1,4). Пасха — это величайший праздник, праздник, в котором нет места горю и печали. Каждый, кто приходит в храм на пасхальные службы, может заметить, что в этих торжественных, красивых, радостных службах не произносятся молитвы о усопших. Даже отпевание умершего на Светлой Седмице человека происходит по особому чину (в день Пасхи отпевание не совершается, а переносится на другой день). Благочестивое народное поверие считает, что умерший на Пасху и в Светлую Седмицу человек минует мытарства.

Всю светлую седмицу мы не посещаем кладбища, для этого есть особый день — Радоница. В этот день мы приходим в храм и молимся там о усопших, а затем идем на могилы своих родственников с радостной вестью. «Христос Воскресе!» — обращаемся мы к своим почившим сродникам. «Воистину Воскресе!» — неслышно для нашего уха отвечают они нам.

Священник Александр Сорокин

Газета Пушкинского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви «Православное Пушкино», Пасхальный выпуск 2014 г.

Традиции и обычаи Пасхи

Пасха — самый важный день в церковном календаре, с которым связано множество важных традиций и обычаев. Их важно соблюдать, чтобы изменить жизнь к лучшему и провести счастливо весь год.

Великая Пасха — один из самых радостных дней в церковном календаре, ведь именно это время напоминает верующим о Воскресении Сына Божьего. За столетия существования праздника появилось много важных обычаев, о которых необходимо знать верующим. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам об основных пасхальных традициях. Соблюдая их, вы сможете правильно отметить это светлое событие и привлечь счастье.

Традиции празднования Пасхи

По традиции празднование начинается с пасхальной службы. Если нет возможности посетить церковь, необходимо помолиться дома. Считается, что в это время верующие могут обратиться к святым с любыми просьбами, но лучше всего просить о семейном благополучии, здравии и избавлении от грехов.

В течение дня необходимо использовать специальное пасхальное приветствие. При встрече с человеком необходимо сказать: «Христос Воскрес!». На такое приветствие принято отвечать: «Воистину Воскрес!».

Страстная неделя подходит к концу, завершается и Великий пост. Православные могут вернуться к прежнему рациону. Начинать утреннюю трапезу нужно с освященных крашенных яиц и куличей, но, прежде чем употребить пищу, необходимо произнести молитву.

Освящать пасхальные блюда принято в Великую субботу. В этот день верующие отправляются в храм и берут с собой куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и другие блюда, приготовленные на праздничный стол. Чтобы в течение года беды обходили семью стороной, после службы нужно накормить бедных, попросив помолиться за вашу семью.

Во время Пасхи нужно совершать добрые дела и помогать нуждающимся, и тогда год будет удачным для всей семьи. Необходимо подавать милостыню, оказывать помощь близким, главное — делать это бескорыстно.

В Пасху запрещено грустить, ссориться и оплакивать покойных. Это светлое событие должно сопровождаться радостью, а печаль будет расцениваться как неуважение к празднику. Считается, что тот, кто будет плакать в этот день, будет часто рыдать в течение года.

Важная часть празднования — пасхальная трапеза. В этот день можно пригласить в дом гостей и подать на стол любые блюда, но в центре стола обязательно должны находиться кулич и крашеные яйца. В качестве напитков рекомендуется подавать компоты или кагор. Важно помнить, что Пасха — религиозное событие, и злоупотреблять алкоголем в это время — большой грех.

На Пасху можно дарить близким подарки. В качестве сюрприза можно выбрать любую вещь, но лучше всего дарить крашеные яйца, куличи или вещи, сделанные своими руками. Детям можно дарить сладости и игрушки.

Пасха — время, когда близкие могут объединиться и сказать друг другу теплые слова. Обязательно поблагодарите родных и друзей за их помощь и поддержку, позвоните дальним родственникам, попросите прощения у тех, кого обидели, и простите своих обидчиков. В этом случае гармония будет царить в вашем доме в течение всего года.

Интересные пасхальные обычаи

С празднованием Пасхи связывают много интересных обычаев. Согласно одному из них, в Пасху принято надевать новую одежду, желательно сшитую своими руками. Считается, что если сесть за праздничный стол в новом наряде, то год пройдет удачно, если же на человеке будет старая или испорченная одежда — это к бедности.

В давние времена считали, что на Пасху пробуждается природа. Поэтому в этот день люди стремились привлечь перемены в свою жизнь и проводили различные ритуалы. Чаще всего это касалось девушек и юношей, которые совершали обряды на любовь. Считалось, что если девушка в этот день накормит парня блюдом собственного приготовления, то он обязательно влюбится в нее.

Пасхальное яйцо символизирует жизнь, и, согласно старинному обычаю, в Пасху близкие люди обязательно должны обменяться крашеными яйцами и пожелать друг другу здоровья.

Во время Пасхи каждый желающий может изменить свою жизнь и избавиться от проблем. В этом вам помогут эффективные пасхальные молитвы и обряды на деньги, удачу и любовь. Желаем вам удачи и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Как праздновали на Руси Пасху

Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. Древние христиане особо почитали не только сам день Воскресения, но и всю Светлую седмицу, на которой они ежедневно собирались для общественного богослужения. Чтобы не нарушить святости великого торжества, во время Светлой седмицы запрещались неблагочестивые развлечения. Шестым Вселенским Собором (691 г.) постановлено для верных: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые, во всю седмицу во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных писаний внимая и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Со временем строгие запреты на развлечения были отменены.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г., писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней кряду».

Торжественно праздновали Пасху русские цари. «После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца. – пишет в своей книге А.П. Аксенов. – Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному. После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам. На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов. «.

Читать еще:  Поздравление с пасхой стихи

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня, где «живее чувствуется связь со старинными обычаями, и где крепче стоит православная вера». В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим.

Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни». Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Также на Пасху играли в орлянку и карты, хотя это и не поощрялось.

И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов.

Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.

Сценарий праздника «Самый великий праздник на Руси — Пасха. Светлое Христово Воскресенье»

Светлана Жулидова
Сценарий праздника «Самый великий праздник на Руси — Пасха. Светлое Христово Воскресенье»

Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении. Познакомить с традиционными пасхальными играми.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа, чувство дружбы. Воспитывать и поддерживать у детей интерес и желание посильно участвовать в большом празднике.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми.

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Кто это не слыхал, да пусть услышит,

Как в день Пасхальный чистые сердца,

И все, что ходит, плавает и дышит, —

Без устали приветствуют Творца.

Христос воскресе! – восклицают горы.

Христос воскресе! – вторят им поля.

Христос воскресе! – позабыв раздоры,

Обнявшись с Небом кружится земля.

В густом лесу поет листочек каждый,

Ликуют реки, села, города…

Я это слышал, правда, лишь однажды,

Но, слава Богу, — раз и навсегда. Песня «Пасхальная»

Воспитатель: Самый великий христианский праздник – Пасха, Воскресение Христово – это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресение Спасителя – это обновление всей человеческой природы, победа над смертью, дарование бессмертной жизни в Царстве Небесном. На святой Руси праздник Пасхи всегда был самым великим и светлым. И все православные христиане ждут его с нетерпением.

Христос воскрес! С небес щебечут птицы.

Христос воскрес! У жизни нет конца!

У взрослых и детей светлеют лица

И льется радость в души и сердца.

В праздник светлый, в праздник Пасхи

Мы хотим вам пожелать счастья, мира,

В сердце ласки. Никогда не унывать. Песня «Солнышко»

Дети садятся на стульчики.

В каждом доме люди ждут с восторгом Пасху!

И про это наши дети — вам расскажут сказку.

Воспитатель: Жили-были муж и жена с дочкой Машенькой, да сынком Ванечкой. На кануне праздника Светлой Пасхи собрались отец с матерью в храм и наказывают Машеньке:

Отец: Из дома не уходи!

Мать: С братом посиди. Мы с отцом отнесем крашенки и кулич в храм осветить.

Воспитатель: Маша слушала их, головой кивала, а как родители ушли, посадила брата на травку и ушла с ребятами хороводы водить.

Хоровод «Трава, моя трава» Дети сели.

Звучит музыка, вылетают гуси лебеди, уносят Ваню.

Маша: Ванюша, пойдем в дом, темно уже.

Ваня! Ванюша! Ну, где же ты? вылетают гуси лебеди с Ваней, обегают по кругу, улетают.

Маша: Гуси. Гуси, погодите, братца моего не уносите.

Воспитатель: Бросилась Маша гусей догонять. Долго бежала, но так и не догнала их. Вдруг видит – стоит печка.

Маша: Здравствуй Печка-матушка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Беги по дорожке, до лесной опушки, а там спросишь, куда тебе дальше идти. Но вначале, собери для меня хвороста, да и растопи меня.

Маша: Вы друзья мне помогите, хворосту со мною соберите. Игра «Собери Хворост» Хворост положили возле печки.

Печка: Спасибо тебе, Маша, добрая ты. Вот возьми муки, она тебе пригодиться.

Маша: Спасибо тебе, Печка-матушка! Звучит музыка, маша бежит по дорожке.

Маша: Здравствуй, Яблонька-красавица! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Пойдешь по лесу, вдоль ручья, там и спросишь, куда тебе идти. Но вначале, напои меня водицей родниковой.

Вы друзья мне помогите, водицы родниковой принесите. Игра «Принеси воды»

Яблоня: Спасибо, добрая ты девочка. До нового урожая еще далеко, а я угощу тебя сушеными яблоками, они тебе пригодятся.

Маша: Спасибо тебе, Яблонька-красавица!

Воспитатель: Побежала Маша вдоль ручья. Вдруг, видит, течет молочная река кисельные берега. Танец «Молочной реки» (русская народная мелодия)

Маша: Здравствуй, молочная речка! Скажи, куда гуси лебеди полетели?

Речка: Вон стоит избушка. Там живет Старушка, к ней и унесли твоего братца гуси-лебеди.

Маша: Спасибо тебе, Реченька!

Речка: Возьми моего молочка, оно тебе пригодиться. Маша берёт крынку с молоко. Подбегает к старушке.

Старушка: Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла, с чем пожаловала?

Маша: За братцем, за Ванюшей.

Старушка: Сказал мне твой братец, что нынче у людей большой праздник.

А как вы его празднуете?

Маша: Ваня, давай расскажем Бабушке.

Ваня: Накануне праздника Светлой Пасхи все люди пекут куличи и красят яйца.

Старушка: И я хочу, чтобы в моем доме был праздник, кулич и пасхальные яйца. Только ведь печь мне не из чего: муки нет, яиц тоже.

Маша: Бабушка не волнуйся, у меня все есть. Ой, только яиц-то нет!

Гуси-лебеди: Как нет! Вот вам яйца.

Маша и Ваня: Спасибо!

Маша: Бабушка, на праздник нужно одеться нарядно. Вы идите, оденьте свой лучший наряд, а мы с Ваней испечем кулич и покрасим яйца.

Старушка: Вот вам миска, а вот и печь.

Сценка «Мы печем кулич»

Ваня: Посмотрите-ка на нас – куличи печем для вас!

Ваня: А вот мука!

Маша: И немного молока!

Ваня: Яблоки сушенные пригодятся нам!

Маша: Месим тесто мы руками – убедитесь в этом сами.

Ваня: Месим, улыбаемся – мы для вас стараемся!

Маша ставит миску в печь.

Песня «Мы печем куличи» (музыка А. Филиппенко)

Маша вынимает из печи готовый кулич, Ваня несет крашенные яйца.

Ваня: Наверно наши родители уже вернулись с пасхальной службы и ищут нас. Пора нам Машенька домой собираться.

Старушка: А я что в такой праздник одна останусь? Да такая красивая!

Маша: Пойдем, бабушка, с нами.

Старушка: Давайте с собой и угощенье возьмем.

Воспитатель: И пошли они все вместе в деревню. А там шум да веселье. Танец «Дружок», песня «Про Бёрды»

А дома их уже отец с матерью дожидаются.

Мать: Где вы были, деточки, мы так беспокоились.

Ваня: Мы были вот у этой Бабушки в гостях.

Маша: И пригласили ее в гости.

Отец: Вот и молодцы. Проходите, Бабушка, милости просим.

Воспитатель: Все сказки заканчиваются по-доброму, и в нашей сказке все закончилось благополучно.

Воспитатель: Невозможно представить себе пасхального поздравления без красного или расписного яичка. Обычай обмениваться на Пасху крашеным яйцом, говоря «Христос Воскресе, очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Игра в кругу «Катись, катись яичко», «Чьё яйцо дольше прокрутиться»

Пасху радостно встречаем и поем: — «Христос воскрес

Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес

Чередой проходят годы под лазурностью небес.

И поют везде народы: «Он воистину воскрес

Конспект беседы «Пасха — Светлое Христово Воскресение» «Пасха — Светлое Христово Воскресение.» Составил воспитатель старшей группы: Балакший З. А. Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное.

Фотоотчет о выставке «Пасха — Светлое Христово Воскресенье» Праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха, христианский и самый значительный православный праздник. В этот день всё человечество, а.

Сценарий праздника «Пасха — Светлое Христово Воскресение» Ведущий: Пасху прославляем, праздник начинаем. Вот и Пасха к нам пришла, Праздник Светлый принесла. Светит солнышко с небес, Шумит вдали.

Презентация «Светлое Христово Воскресенье в детском саду» Пасха – праздник самый светлый, Самый лучший и большой! Долгожданный и желанный, Самый добрый и родной! Наступает весна, а вместе с нею.

Сценарий праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение» Пасха. Светлое Христово Воскресение (2-я младшая группа) Звучит колокольный звон. Дети входят в зал. Дети: Колокол дремавший Разбудил.

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Пасха. Светлое Христово Воскресение» Пасха. Светлое Христово Воскресение. Сценарий праздника для детей подготовительной группы. Автор Иванова Г. А. МБДОУ №17 г. Касимов, Рязанская.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector