0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поминовение на пост

Поминовение усопших в Великий пост

Поминовение усопших в Великий пост.

Молитва за усопших совершается в Церкви непрестанно, однако в разное время церковного года и на разных богослужениях устав предлагает нам разные формы поминовения наших почивших близких. О днях особых поминовений в Великий пост рассказывает настоятель Прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца иерей Артемий Почекутов.

Во время Великого поста по Уставу не совершаются заупокойные поминовения (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста.

Вторая (7 марта), третья (14 марта) и четвертая (21 марта) субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Что значат эти дни особых поминаний в Великом посту – Родительские субботы. И все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди, отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Если мы на деле, а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

СКОЛЬКО В ГОДУ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

  • Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • Радоница
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов
  • Суббота Троицкая
  • Суббота Димитриевская

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ В 2015 ГОДУ

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ ХРИСТИАНИНЕ

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Александро-Невский храм п. Вербилки

Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние

Великий пост: Поминовение усопших. Вселенская родительская суббота.

Поминовение усопших родственников является одним из важнейших элементов православной культуры.
К сожалению, этой культурой владеют не все люди. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в праздник Светлого Христова Воскресения на любом кладбище. На каждом шагу видны следы поминовения, которое трудно назвать православным.
А между тем православная Церковь многое делает для возрождения культуры поминовения и обеспечения возможности любому верующему человеку благочестиво помянуть усопших родственников в храме или на кладбище. В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . В эти дни в Церкви служат вселенские панихиды, а сами дни поминовения называют вселенскими родительскими субботами.

Такими вселенскими родительскими субботами являются:
1. Суббота мясопустная — накануне Недели о Страшном Суде.
2. Три родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого Поста.
3. Радоница — во вторник на второй неделе после Пасхи.
4. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы.
5. Димитриевская родительская суббота — накануне дня памяти Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
Как видно, значительная часть вселенских родительских суббот приурочена к периоду подготовки и проведения Великого Поста и Пасхи Христовой, что хорошо согласуется с сугубым молитвенным трудом и настроением православных людей в этот период.
Кроме этих дней общецерковного поминовения, следует поминать усопших в дни рождения, кончины и в день именин.

Накануне вселенских родительских суббот во время вечерних Богослужений в храме служатся особые заупокойные службы, а после литургии на утренней службе в храме совершаются вселенские панихиды, на которых Церковь особенно молится об умерших внезапной смертью, умерших на чужбине, в море, от мора и голода, погибших на войне, в пожарах и от стихийных бедствий.

В дни поминовения усопших — вселенские родительские субботы, обычный ход утренних Богослужений несколько изменяется.
В эти дни перед амвоном напротив Царских Врат размещается подсвечник с изображением Голгофы, который называется «канун».

Прихожане затепляют большие поминальные свечи, которые остаются затепленными до конца продолжительного утреннего Богослужения, включающего литургию и панихиду.

Многие прихожане приносят в храм и оставляют на специальных столах хлеб, печенье и сладости, другие продукты.
Иногда приходится слышать, что «это — приношение нашим усопшим сродникам, которым тоже хочется вкусить наших земных яств». Не следует слишком строго судить о таких высказываниях — такие слова идут от простоты и доброты сердечной. На самом деле наши усопшие сродники, находящиеся после кончины в духовном мире, не нуждаются и не могут воспользоваться продуктами нашего материального мира. Приношение в храм продуктов в дни поминовения имеет совсем другой смысл. Издревле сложился обычай после завершения Богослужения и благословения приношений отдавать продукты, приносимые в храм, нищим и нуждающимся, которые, вкушая эти продукты, молятся за тех, в память которых эти продукты приносятся в храм. В современных условиях такие приношения являются разновидностью милостыни, раздаваемой в память об усопших.
Таким образом, приношение в храм продуктов имеет своей целью умножение молитв об усопших, а это именно то, в чем действительно нуждаются наши усопшие сродники.

Утреннее Богослужение в день поминовения начинается с Божественной литургии.

Во время литургии читается Евангелие, Апостол.

Священник читает молитвы в алтаре.

Великий вход со Святыми Дарами, которые переносятся на престол для совершения таинства евхаристии.

Перед началом причащения священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.

Начинается принятие Святых Христовых Таин.

Молитвы о поминовении становятся действеннее, если поминающий сам причастится Тела и Крови Христовой во вселенскую родительскую субботу. Это объясняет, почему на вселенских родительских субботах так много причастников.

Основными причастниками в эти дни являются взрослые. По сложившейся в приходе традиции дети причащаются, в большинстве своем, на воскресной утренней литургии.

После окончания причащения священник читает молитву благодарения.

Сразу после завершения литургии начинается вселенская панихида.

Во время панихиды прочитываются многочисленные молитвы об усопших.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих …».

Церковь молится обо всех усопших чадах своих, в том числе и об
«убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианского лишенных…»

Во время панихиды проводится каждение

Поминовение и чтение записок во время совместной молитвы открывает возможность для каждого человека проявить свою любовь к усопшим и подать им реальную помощь.
«Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит…».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них в храме. Это им всегда необходимо.
«Проливая тихия слезы на могилах сродников наших, молимся с надеждою и с упованием взываем: скажи нам, Господи, яко оставил еси грехи их! Даждь о сем откровение таинственное духу нашему…».

В конце вселенской панихиды священник проводит окропление святой водой приношений прихожан. Этим Церковь благословляет пожертвования прихожан нищим, голодным и малоимущим, которым и раздаются эти приношения прихожан, и которые также поминают и молятся за усопших.К сожалению, все еще очень живуч обычай, в дни празднования Пасхи Христовой пить и есть на кладбище, оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего», а то и выливать водку в могильный холм. Эти языческие традиции имеют мало общего с православной традицией поминовения.

В своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз пишет:
«О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…».

Утреннее Богослужение во вселенскую родительскую субботу завершает отпуст.

На отпусте прихожане прикладываются ко кресту.

Причащение, участие в совместной молитве и поминовении усопших сродников создают в душах прихожан ощущение мира и духовной связи с почившими родными и близкими.

Участие в поминовении усопших способствует усвоению такого миропонимания, в котором находятся правильные оценки и духовного и материального мира.

Участие в различных Богослужениях Великого Поста способствует осмыслению православными людьми роли Бога в своей жизни и своей связи с духовным миром. Великий Пост дарит православному человеку ощущение возможности стать в земной жизни выше своих человеческих слабостей ради будущей жизни в духовном мире.

Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

Лампада 22 марта 2020 Великий пост, Обряды 7,601 Просмотров

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших – родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие – это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Главное церковное поминовение – это молитва на проскомидии (подготовительной части Литургии). Священник, находясь в алтаре, извлекает частичку из просфоры под чтение имен из поданных верующими записок. Записки читаются также и во время самой Литургии. Но в дни Великого поста меняется весь строй церковной жизни, в том числе богослужебный – полные Литургии в будни не совершаются, а значит и молитва об усопших звучит в храме реже. Если чей-то день памяти приходится на будни, то записку для церковного поминовения нужно подать на ближайшие субботу или воскресенье, а возможность совершения панихиды точно в дату обсудить в конкретном храме.

Читать еще:  Строгий пост перед пасхой

Чтобы как-то компенсировать отсутствие ежедневного церковного поминовения усопших, были установлены родительские субботы, когда служатся заупокойная литургия и панихида.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода – «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Мы попытались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся поминовения усопших.

– Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения – родительские субботы, ведь, поминовение, и так, совершается на литургии?

– Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало, потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

– Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть названия дней поминовения усопших определяют сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически – в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских – 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

– Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

– Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках – в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча – это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегчаем их загробную участь.

– В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

– Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

– Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

– Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д. Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно – решить этот вопрос со священником.

– Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

– Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» – это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

– Какой смысл поминальной трапезы?

– Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать – нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

– Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

– Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, от употребления спиртного на поминках лучше воздержаться.

– Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна (обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается – могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок – разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

– Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

– Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

– Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель – можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

– Можно ли их поминать домашней молитвой?

– В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

– Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

– В Великом посту есть некоторые отличия от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Записки на поминовение об упокоении в церкви

Каждый человек нуждается в молитвенной помощи, а особенно – усопшие. Ведь то время, когда можно было молиться и творить добрые дела, для них самих закончилось. Теперь только мы можем помочь им своими усердными молитвами.

Перед погребением над умершим христианином совершается чин отпевания. На 3, 9, 40 день и потом в памятные даты заказываются Панихиды и передаются записки об упокоении на Проскомидию, Литургию и Неусыпаемую Псалтирь.

Панихида

Панихида – это особая заупокойная служба, совершаемая по одному или нескольким умершим. Как правило, панихиды регулярно служат в храмах после Божественной Литургии, читая записки об упокоении, которые подали через свечную лавку, а также на кладбищах в дни поминания усопших. Заказывать панихиду в храме или на могиле принято в дни памяти покойного – дни его рождения, смерти и другие памятные даты.

Почему мы поминаем усопших в 3, 9, 40 день после смерти

Церковь учит нас возносить к Господу особые молитвы о упокоении наших сродников на третий, девятый и сороковой день после кончины. Это связано с учением Церкви о загробном состоянии души.

Мы поминаем умерших родственников на третий день после смерти в честь Воскресения Иисуса Христа, которое произошло на третий день после Его крестной смерти, а также в память Святой Троицы.

В сам день смерти и следующий за ним душа человека находится ещё на земле. Она посещает те места, к которым была привязана, где творила добрые и злые дела, испытывала радость и горе. Душа, которая любила и покоила своё тело, иногда находится около того места, где оно положено. А душа добродетельная, ходит по местам, где обычно творила добрые дела.

На третий день после смерти душа, по повелению Господню возносится на небеса, чтобы поклониться Создателю своему. Очень важны молитвы в тот день, когда душа предстаёт перед Праведным Судией.

Церковь установила обычай поминать усопших в этот день в память о девяти ангельских чинах. Ангелы как верные слуги Царя Небесного умоляют Владыку о помиловании душ усопших.

После поклонения Господу в третий день, Ангел берет душу и показывает ей прекрасные обители Рая. В этом состоянии душа находится шесть дней. В это время она забывает ту скорбь, которую испытывала при выходе из тела. Но если при жизни душа любила земные наслаждения, то видя, как блаженствуют в Раю святые, она скорбит и укоряет себя: «Увы мне, несчастной! Я провела время, отпущенное мне для молитвы и покаяния, в беспечности и пустых наслаждениях. Увы мне! Ибо я не удостоилась сей благодати и славы». На девятый день Ангелы снова приводят душу на поклонение Создателю. Душа со страхом и трепетом предстаёт перед Праведным Судией. А Церковь молится усердно Господу, прося Его вселить душу в райские обители.

Читать еще:  Пост перед пасхой 2016

Сорокадневный срок известен в истории Церкви как период, необходимый для принятия особого дара Божия, особой благодати. Так, пророк Моисей удостоился беседы с Самим Богом на горе Синай и получил от Него скрижали с десятью заповедями только после сорокадневного поста. Сорок дней странствовали израильтяне по пустыне, пока не достигли Земли Обетованной. Сорок дней Господь пребывал в пустыне в посте и молитве после Своего Крещения прежде чем выйти на проповедь. После же Воскресения, Господь вознёсся на небеса на сороковой день.

Принимая во внимание эти факты, святая Церковь установила совершать поминовение и возносить усердные молитвы об усопшем, чтобы душа его взошла на Небесный Синай, узрела Создателя Своего, достигла обетованного блаженства в земле кротких, в стране вечного веселия.

После вторичного поклонения Творцу Всяческих ангелы отводят душу в ад. Там она наблюдает, как жестоко мучаются грешники, которые не раскаялись в своем беззаконии.

А на сороковой день душа снова возводится к Создателю на поклонение, чтобы услышать решение о том, где она будет пребывать до Страшного Суда. В этот момент душа трепещет и нуждается в особых молитвах. Усердные молитвы и милостыня могут умолить Господа простить грехи умершему.

Среди православных христиан есть обычай поминать усопших в годовщину их смерти. Живые ежегодно празднуют День своего рождения. А смерть для православных христиан есть рождение в иную вечную жизнь

Общецерковные дни поминовения усопших

Помимо частных дней поминовения Церковь установила общие дни, именуемые родительскими субботами. Слово «родительская» указывает на то, что в эти дни люди молятся о упокоении своих родителей. Под родителями здесь подразумеваются не только отцы и матери, но деды, прадеды и все умершие предки (прародители), а также все усопшие православные христиане.

Накануне родительских суббот в храмах совершается особое Богослужение – Парастас. На нем поётся 17 кафизма и некоторые песнопения из панихиды.

Утром на родительскую субботу служится Литургия, на которой также поются заупокойные тропари, произносится заупокойная ектения. А по окончании Божественной Литургии совершается чин панихиды.

В этот день желательно сходить в храм и помолиться там о своих умерших родственниках. Также хорошо сходить на могилку, спеть там литию.

Вселенские родительские субботы

Суббота перед Сырной неделей (Масленицей) и Днём Святой Троицы – это дни, которые установлены Церковью для молитвы о всех усопших христианах. В том числе и тех, чьи тела не удалось обнаружить, кто погиб насильственной смертью.

Мясопустная суббота (перед Масленицей) стоит накануне Недели о Страшном Суде, в которую церковные песнопения напоминают нам о грядущем Втором Пришествии. В этот день Церковь особо молится о тех своих чадах, которые преставились от сего мира и не могут как-то повлиять на свою загробную долю.

Обычай поминать не только родственников, но и вообще всех усопших православных христиан говорит о том, что Церковь едина. И ее тело составляют души не только живых, но и усопших православных христиан.

Троицкая родительская суббота связана с Сошествием Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения. Это событие очень важно для нашего спасения. День Святой Троицы (Пятидесятница) считается Днём рождения христианской Церкви.

В эти две субботы за Богослужением поются особые песнопения, которые не поются более ни на одной службе. Если в этот день случается память святого, то она переносится на следующий день. А если выпадает двунадесятый праздник или престольный праздник храма, то заупокойная служба служится в усыпальнице. А если такой возможности нет, то заупокойное богослужение переносится на субботу или четверг предыдущей недели.

Важно отметить, что на Богослужениях вселенских родительских суббот поминаются в первую очередь вообще все умершие православные христиане, а уже потом непосредственно родители и родственники. А для того, чтобы люди имели возможность помолиться о своих родных, в эти дни служится ещё и великая панихида.

Субботы Великого поста

Поминовение усопших совершается также в субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Такое выделение особого дня для поминовения усопших в дни Великого поста связано с тем, что порядок повседневной службы в пост не предполагает поминания умерших. Эти субботы тоже называют родительскими, но без добавления прилагательного «вселенская», так как в их последовании нет таких особенностей, как в мясопустную и Троицкую родительские субботы.

В родительские субботы Великого поста на утрени и вечерне поминаются умершие сродники, а панихида в эти дни не служится. Также не отменяются и не переносятся праздники святых, которые выпадают на субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. А если на одну из родительских суббот приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то заупокойная служба не переносится, а просто отменяется.

Подать поминовение об упокоении на пост означает что записка будет читаться на всех службах в течении Великого поста, во время которых можно поминать усопших.

Особые дни поминовения усопших в Русской Церкви

Есть особые дни поминовения усопших, которые отмечены только Русской Церковью. Это Димитриевская родительская суббота, Работница, 9 мая и 11 сентября.

Поминовение в Димитриевскую субботу установлено князем Димитрием Донским в память воинов, положивших души за веру и отечество на Куликовом поле. Впервые заупокойное богослужение в этот день было совершено в Троице-Сергиевой Лавре в год Куликовской битвы накануне дня памяти святого мученика Димитрия Солунского – Небесного покровителя великого князя.

9 мая – в день Победы, Церковь молится о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также всех пострадавших в фашистских лагерях, невинно убиенных во время карательных операций.

Радоница – день пасхального поминовения умерших, приходится на вторник второй недели после Пасхи, если только в этот день не приходится великий праздник.

Особенности Богослужений Великого поста часто не позволяют совершить поминовение усопших в третий, девятый или сороковой день. Поэтому Церковь выделила особый день после Пасхи, в который в храмах и на кладбищах служат панихиды и литии. В этот день на панихиде помимо обычных заупокойных песнопений поется тропарь и кондак Пасхи.

Как помолиться о усопших

Как уже говорилось выше, в третий, девятый и сороковой день после смерти, также в годовщину и в дни общецерковного поминовения усопших в храмах служится панихида, а на Литургии во время заупокойной ектении читаются записки. Как написать записку о упокоении на Евхаристию?

Сделать это можно как в храме, так и дома, заранее распечатав бланк записки на компьютере.

  • Вверху записки ставится крест. На готовых бланках он обычно уже есть. А затем пишем «о упокоении»;
  • Имена нужно писать полные в родительном падеже: Анны, Виктора, Олега и т.д.;
  • До сорокового дня после смерти человека называют «новопреставленным». Перед именем пишут сокращённо «н.пр.»;
  • В дни памяти покойного – дни его рождения, смерти, именин – перед именем ставят “присноп.” – “приснопоминаемый”;
  • Также как и в записке о здравии пишут «мл». (младенца – ребенок до 7 лет), иерея, епископа и т.д. Перед именами воинов пишется «в.» (воина), а если человек был убит, то «уб.» (убиенного);
  • Подавать на поминовение можно только крещеных православных христиан. Нельзя молиться о некрещеных, иноверцах, самоубийцах.

Поминовение на Проскомидии, сорокоуст, годовое и полугодовое

Усопших, как и живых, поминают на Проскомидии. Проскомидия – первая часть Божественной Литургии, во время которой священник опускает в Святую Чашу с Пречистой Кровью Христовой частички просфор и называет имена усопших. Это поминовение считается самым сильным – за каждое имя в записке вынимается частица. Подавать записку на Проскомидию можно как на одну Литургию (заказная записка), так и на несколько: сорокоуст (на сорок Литургий подряд), годовое и полугодовое поминовение. Это означает, что сорок Литургий, на протяжении шести месяцев или года на каждой Литургии священник будет поминать усопших.

Чтение Псалтири о усопших

В Православной Церкви есть благочестивая традиция читать Псалтирь о упокоении душ усопших мирян и монашествующих. О упокоении священнослужителей читается Евангелие.

Записочку «на Псалтирь» можно подать в монастыре или в некоторых приходских храмах. Поминовение заказывают на месяц, сорок дней, несколько месяцев, год или несколько лет.

Во многих монастырях Псалтирь читается днём и ночью непрерывно, отчего получила название «Неусыпаемой».

В среде благочестивых христиан есть хорошая традиция распределять Псалтирь между родственниками усопшего и прихожанами храма, в который он ходил при жизни. Таким образом, на протяжении сорока дней после смерти каждый день вычитываются все кафизмы.

Псалтирь о новопреставленном читается следующим образом: на каждой «Славе» читается особая молитва, которую можно найти в «Последовании по исходе души от тела»: «Помяни, Господи, в надежди воскресения жизни вечныя…».

Молиться за своих усопших родителей, родственников и всех вообще православных христиан необходимо. Церковь учит, что если мы молимся за грешника, то его положение там немного облегчается и тому есть множество подтверждений от являвшихся с того света усопших. А если почивший сподобился благоволения Божия, то молитвы о нем идут во спасение самих молящихся. Вот почему так важно молиться за усопших в храме и дома.

Стоимость церковной записки

В каждом храме или монастыре за подачу записки установлена сумма рекомендуемого пожертвования — она зависит от того, какое именно поминовение вы заказываете и сколько имен в записке. Если вы подаете записку непосредственно в церковной лавке, но не располагаете необходимыми деньгами — вы можете сказать об этом священнику или работнику храма, и тогда вам скажут пожертвовать столько, сколько сможете.

Благотворительный фонд «Правжизнь»

ОГРН 73445454523 ИНН 7714968424

Скачайте официальное
приложение 3 в 1

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

Поминовение на пост

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Поминовение усопших: родительская суббота

НИЖЕ ЧИТАЙТЕ, КАК ПРАВИЛЬНО СОБЛЮСТИ ПОМИНАНИЕ УМЕРШИХ В ЦЕРКВИ.
Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

Читать еще:  Родители в пост

ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, — это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость — одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые — некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же — ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен — в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Александро-Невский храм п. Вербилки

Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние

Великий пост: Поминовение усопших. Вселенская родительская суббота.

Поминовение усопших родственников является одним из важнейших элементов православной культуры.
К сожалению, этой культурой владеют не все люди. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в праздник Светлого Христова Воскресения на любом кладбище. На каждом шагу видны следы поминовения, которое трудно назвать православным.
А между тем православная Церковь многое делает для возрождения культуры поминовения и обеспечения возможности любому верующему человеку благочестиво помянуть усопших родственников в храме или на кладбище. В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . В эти дни в Церкви служат вселенские панихиды, а сами дни поминовения называют вселенскими родительскими субботами.

Такими вселенскими родительскими субботами являются:
1. Суббота мясопустная — накануне Недели о Страшном Суде.
2. Три родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого Поста.
3. Радоница — во вторник на второй неделе после Пасхи.
4. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы.
5. Димитриевская родительская суббота — накануне дня памяти Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
Как видно, значительная часть вселенских родительских суббот приурочена к периоду подготовки и проведения Великого Поста и Пасхи Христовой, что хорошо согласуется с сугубым молитвенным трудом и настроением православных людей в этот период.
Кроме этих дней общецерковного поминовения, следует поминать усопших в дни рождения, кончины и в день именин.

Накануне вселенских родительских суббот во время вечерних Богослужений в храме служатся особые заупокойные службы, а после литургии на утренней службе в храме совершаются вселенские панихиды, на которых Церковь особенно молится об умерших внезапной смертью, умерших на чужбине, в море, от мора и голода, погибших на войне, в пожарах и от стихийных бедствий.

В дни поминовения усопших — вселенские родительские субботы, обычный ход утренних Богослужений несколько изменяется.
В эти дни перед амвоном напротив Царских Врат размещается подсвечник с изображением Голгофы, который называется «канун».

Прихожане затепляют большие поминальные свечи, которые остаются затепленными до конца продолжительного утреннего Богослужения, включающего литургию и панихиду.

Многие прихожане приносят в храм и оставляют на специальных столах хлеб, печенье и сладости, другие продукты.
Иногда приходится слышать, что «это — приношение нашим усопшим сродникам, которым тоже хочется вкусить наших земных яств». Не следует слишком строго судить о таких высказываниях — такие слова идут от простоты и доброты сердечной. На самом деле наши усопшие сродники, находящиеся после кончины в духовном мире, не нуждаются и не могут воспользоваться продуктами нашего материального мира. Приношение в храм продуктов в дни поминовения имеет совсем другой смысл. Издревле сложился обычай после завершения Богослужения и благословения приношений отдавать продукты, приносимые в храм, нищим и нуждающимся, которые, вкушая эти продукты, молятся за тех, в память которых эти продукты приносятся в храм. В современных условиях такие приношения являются разновидностью милостыни, раздаваемой в память об усопших.
Таким образом, приношение в храм продуктов имеет своей целью умножение молитв об усопших, а это именно то, в чем действительно нуждаются наши усопшие сродники.

Утреннее Богослужение в день поминовения начинается с Божественной литургии.

Во время литургии читается Евангелие, Апостол.

Священник читает молитвы в алтаре.

Великий вход со Святыми Дарами, которые переносятся на престол для совершения таинства евхаристии.

Перед началом причащения священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.

Начинается принятие Святых Христовых Таин.

Молитвы о поминовении становятся действеннее, если поминающий сам причастится Тела и Крови Христовой во вселенскую родительскую субботу. Это объясняет, почему на вселенских родительских субботах так много причастников.

Основными причастниками в эти дни являются взрослые. По сложившейся в приходе традиции дети причащаются, в большинстве своем, на воскресной утренней литургии.

После окончания причащения священник читает молитву благодарения.

Сразу после завершения литургии начинается вселенская панихида.

Во время панихиды прочитываются многочисленные молитвы об усопших.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих …».

Церковь молится обо всех усопших чадах своих, в том числе и об
«убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианского лишенных…»

Во время панихиды проводится каждение

Поминовение и чтение записок во время совместной молитвы открывает возможность для каждого человека проявить свою любовь к усопшим и подать им реальную помощь.
«Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит…».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них в храме. Это им всегда необходимо.
«Проливая тихия слезы на могилах сродников наших, молимся с надеждою и с упованием взываем: скажи нам, Господи, яко оставил еси грехи их! Даждь о сем откровение таинственное духу нашему…».

В конце вселенской панихиды священник проводит окропление святой водой приношений прихожан. Этим Церковь благословляет пожертвования прихожан нищим, голодным и малоимущим, которым и раздаются эти приношения прихожан, и которые также поминают и молятся за усопших.К сожалению, все еще очень живуч обычай, в дни празднования Пасхи Христовой пить и есть на кладбище, оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего», а то и выливать водку в могильный холм. Эти языческие традиции имеют мало общего с православной традицией поминовения.

В своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз пишет:
«О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…».

Утреннее Богослужение во вселенскую родительскую субботу завершает отпуст.

На отпусте прихожане прикладываются ко кресту.

Причащение, участие в совместной молитве и поминовении усопших сродников создают в душах прихожан ощущение мира и духовной связи с почившими родными и близкими.

Участие в поминовении усопших способствует усвоению такого миропонимания, в котором находятся правильные оценки и духовного и материального мира.

Участие в различных Богослужениях Великого Поста способствует осмыслению православными людьми роли Бога в своей жизни и своей связи с духовным миром. Великий Пост дарит православному человеку ощущение возможности стать в земной жизни выше своих человеческих слабостей ради будущей жизни в духовном мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector