0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родители в пост

Пост для детей

О необходимости соблюдать посты, установленные нашей Церковью, знает каждый православный христианин. Но одно дело, когда речь идет о взрослом сознательном человеке, и другое — о маленьком ребенке. Как привить ему навык поста и надо ли это делать вообще? А не навредит ли это здоровью? Попробуем разобраться.

Как объяснить детям суть поста

Пожалуй, самое важное, что должны донести родители до ребенка — пост не является диетой. Диета — это о внешнем: о здоровье, о похудении, об аллергии. Пост — это всегда о внутреннем, духовном, это всегда о Боге. Нет никакого смысла не кормить ребенка мясом, если он просто уныло подчиняется общей семейной практике и с тяжелым сердцем считает дни до праздника, когда уже можно будет есть привычную пищу.

Но дети познают мир иначе, чем взрослые. Им трудно понять сложные богословские смыслы говения. Зато они легко понимают то, что происходит вокруг. Какая мама в пост — особенно строгая, нервная, недовольная, постоянно делающая замечания? Или, напротив, она как-то по особому внимательна, ласкова, проводит больше времени с детьми, спокойная?

О христианском воспитании:

А какой в пост папа — усталый, раздраженный после длинного трудового дня, не интересующийся детьми, вечно наказывающий? Или он улыбчив, добродушен, настроен на контакт и внимание?

Важно! Атмосферу и суть православного периода говения дети познают из среды, в которой растут. Как родители и близкие родственники ведут себя в это время, такие выводы об и сделают дети.

Конечно же, совершенно бессмысленно рассказывать детям о том, как полезно и прекрасно поститься, если дома из еды одни макароны, хмуро и скучно, а родители вечно чем-то недовольны. До какого-то возраста дети будут вынуждены подчиняться и такому семейному порядку, но не стоит и сомневаться — став подростками, они с удовольствием и надолго забудут о посте. А вместе с ним — и о дороге в храм.

Только своим личным позитивным примером родители могут показать чаду всю красоту навыка воздержания. И пусть малыши еще не в силах понять, что отказ от пищи животного происхождения помогает нам бороться со страстями, но они прекрасно могут «считывать» атмосферу и настрой, который царит дома. И задача родителей сделать так, чтобы в пост детям дома было особенно хорошо.

Это вовсе не означает, что родители должны поставить отпрысков в центре своего внимания и целыми днями думать только о них. Все, что приводит к оздоровлению семьи, к укреплению отношений между мамой и папой, к снятию напряжения и нервозности (которых очень много в современном мире) — положительно сказывается и на детях. Поэтому, можно сказать, что задача родителей в пост — вспомнить о том, что в жизни самое главное, и попытаться следовать этому. А дети это обязательно увидят и поймут.

Воздержание в пище

Противники православного образа жизни часто считают детский пост чуть ли не преступлением, ведь ребенок лишается таких важных для роста строительных элементов. Но строгость воздержания у ребенка не может быть такой же, как у здорового взрослого человека.

В зависимости от возраста, состояния здоровья, физической активности и многих других факторов, священники разрешают детям послаблять пост. Мера, как и у взрослых, у каждого своя. Тем не менее, чаще всего с 7 лет рекомендуют приучать чадо к проведению постных дней как минимум без мяса. При повышенной потребности в питательных веществах позволяют есть творог, молочные продукты, рыбу и яйца.

Еще одним немаловажным аспектом являются сладости и другие лакомства. Если посмотреть на рацион среднестатистического школьника, то можно прийти в ужас от того количества вредных перекусов и сладостей, которые он ест. В таком случае, даже отказ от мяса в дни поста будет не столь актуален, как отказ от газировки, шоколадных батончиков, чипсов и сухариков. Даже если оставить в меню все непостные продукты, но исключить такие вредные перекусы — это будет прекрасной практикой приучения к воздержанию.

Кроме того, для здорового ребенка, у которого нет серьезных хронических заболеваний, временный переход на вегетарианский рацион не принесет никакого вреда здоровью. Об этом, в частности, писала педиатр А.М. Тимофеева, автор книги «Беседы детского доктора».

О питании в посты:

Она обращала внимание родителей на тот факт, что временное исключение тяжелой животной пищи помогает улучшить пищеварение, избавиться от проблем с кишечником и даже забыть про аллергию.

Важно! Самое главное правило детского поста — не навредить. Это касается как физического здоровья, так и духовного. Чрезмерное понуждение без личного желания только отвернет чадо от веры.

Самое простое, что могут сделать родители на первых порах приучения к воздержанию — перевести чадо на общий стол. Если вся семья постится и в холодильнике просто нет непостной пищи, ребенок просто вынужден будет питаться тем, что ест вся семья.

Однако такой подход касается исключительно внешней, телесной стороны воздержания. Да, в такой семье дети не будут есть мяса, но что это им даст в духовном плане? Если весь пост сводится только лишь к изменению рациона на вегетарианский, никакой духовной пользы от него не будет.

Заставлять или не заставлять

Разобравшись с пищевыми ограничениями, мы подошли к самому главному вопросу — а что же в душе? Что должен чувствовать ребенок, который на долгий срок лишается любимой вкусной еды, привычных развлечений, просмотра телевизора? Если пост не является личным выбором ребенка — он будет чувствовать только тоску, уныние и разочарование.

Конечно же, заставлять поститья нельзя никого — ни детей, ни взрослых. Но если взрослый человек уже имеет сформированный характер и волю и может сам принять решение о воздержании, то у малыша воля только формируется и он часто не способен сам понуждать себя. Что же делать в таком случае?

Вот тут и вступает в силу тот самый семейный и родительский пример, который видит кроха. Если пример положительный — малыш непременно захочет ему подражать. Дети очень часто подражают родителям в их деятельности — девочки красятся «как мама», сыновья забивают игрушечные гвозди «как папа». К тому же, все стремятся во что бы то ни стало быть взрослыми.

Важно! Приобщение подросшего ребенка к посту — это некое разрешение на взрослость. Понятно, что это будет недоступно трехлетке, но вполне по силам первоклашке.

Чрезвычайно важно объяснять детям, что пост — это о его личных отношениях с Богом. Поэтому не надо ходить с гордым видом и рассказывать всем, какой ты молодец, что не съел на обед сосиску. Это должно оставаться между тобой и Господом.

Воздерживаться необходимо не только от пищи, но и от излишних увеселений, баловства, просмотра телевизора, использования компьютера и интернета. Об этой стороне православного поста часто забывают и сводят все только к питанию. Но если из-за особенностей возраста ограничить питательные вещества для ребенка бывает крайне сложно, то лишний раз не включить компьютерную игру можно в любой семье.

Важно, чтобы этот выбор ребенок сделал сам, а не под нажимом родителей. Это и есть настоящий пост — отказать себе в том, чего очень хочется. Этот навык ограничения собственных желаний очень пригодится в подростковом возрасте и в юношестве. Ребенку, который с малых лет привык и научился отказывать себе в некоторых желаниях, будет проще не быть как все — не курить, не ругаться, не прогуливать и т.д. Он уже будет знать, что не все, что хочется, может быть полезным и нужным.

Календарь Великого поста для малышей

Отвлеченную беседу о посте можно заменить созданием особого календаря. Пост будет разбит на определенные этапы, которые вы вместе будете ожидать и переживать.

Активно участвуя в работе, дети смогут лучше запомнить и понять содержание календаря. На календаре хорошо видно, сколько недель длится пост, как называется каждая из них, в чем ее особенности. Полезно также добавить в него подготовительные к посту недели.

Дни самого строгого поста выделены цветом, показаны праздники, обозначены традиции, связанные с этими праздниками. Детям понятнее наглядные образы, поэтому календарь можно украсить солнышком, цветами, птичками и бабочками.

Вид календаря создает особое настроение. Сам факт его существования подчеркивает выделение времени Великого поста из всего остального года: мы как будто начинаем жить в другом времени, в другом календаре.

Что на практике

Подводя итог всему изложенному, можно выделить несколько советов или подходов в организации говения у детей. Итак:

  1. Приучайте детей к посту постепенно. В зависимости от осознанности чада, примерно с трехлетнего возраста уже можно объяснить, почему мы в какие-то дни не едим конфет и не ходим в детские развлекательные центры.
  2. Основывайтесь на собственном положительном примере. Пожалуй, это самый сложный, но и самый важный пункт из всех. Практика православных семей показывает, что стоит родителям наладить собственную духовную жизнь, как перемены начинают проявляться и в детях.
  3. Не заставляйте детей поститься силой. Это очень тонкая грань, ее нельзя описать, но можно прочувствовать. С одной стороны, важно подтолкнуть, направить и поддержать малыша в начинании, которое ему самому еще не осилить из-за несформированного характера. С другой стороны, именно умение отказывать себе в некоторых желаниях и помогает воспитать в ребенке сильный характер, волю, уверенность в себе и своих силах. Это важнейшие качества, которые очень пригодятся в любом возрасте.
  4. Не слишком усердствуйте с воздержанием, но и не пускайтесь в полное расслабление. Везде нужна золотая середина. Если школьник целый день занят уроками, а после них еще ходит на спортивные занятия — не будет грехом кормить его животными продуктами. Но вот оградить себя от мороженного, сладостей и лакомств такой ребенок вполне способен.
  5. Не сводите говение только к пище. Дети не ладят между собой? Объясните им, что пост — прекрасное время помириться с братом или сестрой, научиться жить в мире, наводить порядок в своей комнате, чистить зубы и соблюдать режим дня. Все, что делает нас лучше, воспитывает волю, избавляет от плохих привычек, прекрасно вписываться в православный пост.

Соблюдая эти принципы, а также воспитывая христианские ценности в собственной душе, родители смогут вложить в своих детей то зерно православной веры, которое со временем прорастет и даст свои плоды. Безусловно, человек рано или поздно должен будет сделать свой сознательный выбор, но если с детства показать ему красоту и радость православия (а не уныние, сплошные запреты и строгость), то во взрослом возрасте будет намного проще не уйти из Церкви.

Статусы про родителей трогательные до слез

Статусы про родителей трогательные до слез

Статусы про родителей трогательные до слез — Родители — они как Бог. Тебе важно знать, что мать и отец всегда с тобой, что одобряют твои действия и поступки. Тем не менее ты звонишь им, только когда попадаешь в беду или в чем-то нуждаешься.

Родители — это всё самое лучшее что у нас есть, цените их, потому что только они будут любить и верить в вас до самого конца.

Родительский дом — это маленький рай: там хорошо спится и пахнет вкусняшками. Это самый лучший уголок на всей земле.

Я ничего так сильно не боюсь, как того времени, когда моих родителей не станет.

Родители — это кости, на которых их дети точат зубы.

Никогда не жалуйтесь на вещи, которые родители не смогли дать вам. Возможно они отдали вам все, что у них было. Каждый из вас в неоплатном долгу перед ними.

Счастливым ребенка делают любящие и дружные родители, а не дорогие игрушки.

Ребят, цените своих родителей. Иначе потом этой возможности может не представится. Как бы они не ругали вас, всё равно, вы их самая большая любовь.

Цените каждый миг, прожитый рядом со своими родителями.

В мире не осталось ничего подлинного. За исключением родительской любви.

Утро. Я в постели. Никто не мешает спать, ходят тихо, на цыпочках. С кухни вкусно пахнет. Сон? Нет, я приехала домой! К родителям!

Все можно пережить: великую любовь, предательство, уход друзей. Все, кроме смерти родителей — это огромная рана в сердце, которая не заживет.

Только тогда мы становимся взрослыми когда умирают наши родители ,пока они живы ,мы дети .

Странно, почему многие родители не осознают, насколько мы на них будем похожи? Почему они не думают об этом, почему не становятся лучше, интереснее, загадочнее? Ведь воспитание ребёнка — это то же самое, что влюбление в себя: тебе же хочется быть чем-то прекрасным, чтобы тебя полюбили? Разве ребенок не заслуживает любви к своим родителям?

Пусть наши родители живут долго—долго, остальное не так уж и важно.

Жить надо так, чтобы родители гордились тобой. Друзья держались за тебя. Вторая половинка любила. Враги от зависти дохли. А все остальные тупо восхищались.

За всю свою жизнь мои родители ни разу не сказали чего-то такого, что хочется вышить шелком на своей подушке.

Обнимая родителей — мы становимся спокойными. Обнимая любимых — мы становимся счастливыми. Обнимая детей — мы становимся добрыми. Обнимая друзей — мы становимся искренними. Обнимая знакомых — мы становимся открытыми. Обнимая жизнь — мы становимся мудрыми.

Я думаю, что быть родителем — это отчасти стараться убить своего ребёнка.

Обожаю своего папочку. Когда я без настроения, он любым способом пытается мне его поднять. Обожаю его! Он самый лучший мужчина в моей жизни. Папа ты лучший!

Наверное, трудно быть отцом и жить в постоянном страхе, что однажды твоя дочь встретит парня своей мечты. Или, наоборот, никогда никого не полюбит.

Каждый ребенок должен чувствовать руки мамы и папы, которые его обнимают. Любящие счастливые родители — вот, что нужно каждому ребенку.

Родительский дом — как перевалочный пункт, спокойная и приветливая гостиница для привала усталому страннику. Передохнуть и отдышаться, но не жить. Постоянно находясь на старом месте, пригреваешься в прошлом, оно-то притягательное, уютное. И глазом моргнуть не успеешь, как впадешь в вялую дремоту безволия. Чуть задержишься —потом не вырвешься.

Нет ничего важнее наших родителей. Не сейте в их душах разочарование! Любите их, берегите, носите на руках! И не забывайте благодарить их за все.

Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало — своих родителей.

Когда меня спрашивают, каково быть родителем, я отвечаю, что это одно из самых нелегких испытаний, но взамен ты учишься любить. Все, что делает ребенок, кажется родителям величайшим чудом.

Не могу понять, почему хотеть денег — это плохо? Плохо — иметь плохие желания! А я всего лишь хочу обеспечить родителям счастливую старость! Хочу сделать своих родителей счастливыми, чтобы они не испытывали разочарование в конце своего пути!

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на всё. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права.

Сжимается и щемит сердце, больно смотреть, как стареют наши родители…

Быть родителем — значит постоянно надеяться на то, что твой ребенок не уйдет настолько далеко вперед, чтобы ты уже не мог понять его следующего шага.

Дети, зачатые в пост: ответы священников

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Дети и пост

Легко и органично родитель может предлагать ребенку только то, что сам видел и усвоил в детстве. Но большинство из нас выросли в семьях, далеких от веры, и нам бывает сложно оценить соразмерность своих требований к детям в том, что касается религиозных вопросов. В таких случаях стоит руководствоваться принципом «не навреди» и обращаться за советом к священнику, людям с большим опытом церковной жизни, родителям, вырастившим детей. Есть, впрочем, несколько универсальных правил.

Если в семье постится только один из родителей

В этой ситуации от взрослых потребуется большая мудрость и тактичность. Важно, чтобы постящийся родитель не осуждал непостящегося ни вслух, ни про себя, — ведь дети чутко улавливают подтекст. Иначе у ребенка возникнет ощущение, что он поступает правильнее, чем папа или мама. От такого поста «назло папе или маме» будет больше вреда, чем пользы на всех уровнях.

Пост — не диета

Диета — это что-то для здоровья, что-то ради себя самого. Диета — набор ограничений в пище, предполагающий видимый результат — отсутствие аллергии или похудение.

Пост не имеет зримого результата, поэтому ребенку-дошкольнику сложнее понять его смысл. Начиная и выстраивая пост, постарайтесь как можно доходчивее объяснить детям, что это такое, зачем это нужно. Мы постимся, чтобы научиться отказывать себе в привычных удовольствиях. Мы постимся, чтобы подготовить себя к празднику. Дошкольники — существа чистые и доверчивые, они постятся просто как члены семьи, из любви к маме и папе, из естественного желания быть похожими на родителей. Пост в этом возрасте принимается ребенком безусловно, как одна из традиций семьи. А традиции не оцениваются и не обсуждаются. Им просто следуют, ими живут.

Не стоит бояться, что ребенок не захочет соблюдать пост. Маленькие дети — большие «традиционалисты». Они любят повторяемость, узнаваемость событий. И если ограничения поста облечь в красивую, доступную осознанию ребенка форму, проблем не будет.

Зримость и осязаемость «постного времени»

Длительность, протяженность поста для маленьких детей хорошо бы сделать осязаемой — например, создать традицию отрывать вечером, после молитв листочек на календаре и видеть, как медленно тает стопка листов, последний в которой — день большого праздника, день окончания поста. Можно нарисовать календарь поста, и ребенок будет ежедневно закрашивать еще один кружок, осознавая, что еще один день поста прошел, а праздник — приблизился. Особая «постная» клеенка или занавески, телевизор, покрытый платком, тоже могут стать знаками поста. Одни, непостные, предметы, события ушли, другие — появились. Они не лучше и не хуже, они просто другие.

Пост и школьники

Традиционно для учащихся делаются некоторые исключения из правил поста. Важно, чтобы школьник, который желает поститься, не оставался голодным весь день. Это не полезно ни для тела, ни для психики. Голодный ребенок — нервный или переутомленный ребенок. В таком состоянии усваивать информацию трудно, а конфликты в семье спровоцировать легко.

В светских учебных заведениях не кормят постной едой. Более того, учителя и педагоги продленки — из числа людей нецерковных, они могут быть уверены, что пост для ребенка вреден и невозможен. И могут давить на вашего постника, заставляя его съесть сосиску или котлетку. Постарайтесь всей семьей придумать, как аккуратно, не привлекая к себе особого — жалостливого или хвалебного — внимания, поститься в школе. Педагогов, наверное, стоит предупредить, а для одноклассников придумать надлежащие слова.

Не афишировать и не стесняться

Дети не любят отличаться от других — и поэтому среди непостящихся одноклассников пост вдвойне тяжел. Одно дело, когда ты любимых мясных продуктов весь пост не видишь и не искушаешься, и совсем другое — когда все вокруг едят твое любимое мороженое. Учитывайте это, говорите ребенку, что такой пост дорогого стоит, отмечайте его старания.

Ребенок, который учится поститься, оказывается в меньшинстве. Мир вокруг живет по-прежнему. Не закрываются театры и рынки, как было до революции в России.

Ему нужно плыть против течения. Примеры из книг-мемуаров двадцатого столетия, эпизоды жизни новомучеников могут помочь. Поговорите с ребенком о тех трудностях, с которыми он сталкивается. Не оставляйте его с ними один на один.

Если ребенок не решается сильно отличаться от ровесников или физическое здоровье ему этого не позволяет — то можно отказываться просто от вкусного, определенным образом приготовленного блюда.

И еще очень важно, чтобы ребенок перед другими, неверующими членами расширенной семьи (бабушками и дедушками) не кичился тем, что он постится, не строил из себя мученика и жертву, не рассчитывал на похвалу и жалость: «Ты постишься для себя и для Бога. Это ваши личные отношения».

Ограничения для маленьких детей

Многие дети нуждаются в молочной пище. И почти все могут себе позволить не есть сладкого, не смотреть мультики, на время поста прекратить те или иные развлечения. Не играть в компьютер, предельно ограничить пользование интернетом. Заменить эти занятия на другие, требующие сосредоточения, а не расслабления — вот это будет для школьника настоящим усилием. Для братьев и сестер стараться меньше ругаться и ссориться — отличное ограничение, которое может быть принято на постное время.

Потребность или прихоть?

Пищевые желания маленьких детей похожи на причуды беременных женщин. На мой взгляд, если дошкольник в пост систематически просит какой-либо продукт (из основного списка белковых или молочных) — лучше ему дать возможность это съесть. Приурочить такое «нарушение поста» можно к воскресенью, спросив мнение священника о разного рода отступлениях еще до начала поста.

Дети очень активно растут, и иногда желание съесть творог или желток обусловлено не прихотью, а насущной потребностью организма. Но желаемый продукт должен быть приготовлен без изысков, максимально просто, может быть даже без соли — чтобы было менее вкусно. Видя, как взрослые отказываются от любимых блюд, ребенок сам постепенно научится себя ограничивать, у него сформируется своя культура поста.

Старшие дети и малыши, которые еще не постятся

Подросшим детям, на которых уже распространяются строгости поста, непросто наблюдать как малыши, их младшие братья и сестры, едят что-то для них недозволенное. Лучше эти моменты перенести на первую половину дня, когда старшие в школе.

В глазах старших пост должен стать привилегией взрослых. Процессом, делом, до которого нужно дорасти. «Ты постишься — как взрослый, но зато ты, как взрослый, вместе с папой можешь поехать в поездку или пойти с мамой в гости без малышей». Разрешение поститься должно стать приближением к родителям. Поститься должно быть почетно. Подрастающий ребенок понимает, что, разделяя с родителями пост, он заслуживает их уважение. Общий труд поста должен сближать, а не разделять родителей и старших детей.

Воскресные радости

У взрослых горожан, привыкших ко всяким изыскам, вкус испорчен. Постная пища им кажется невкусной. А дети, особенно дошкольники, любят еду простую по составу и приготовлению, и на время поста у них всегда найдутся свои лакомства, а у каждого из четырех постов — свое коронное блюдо. Хорошо, если в семье возникает традиция по воскресеньям готовить что-то особенное, постное, но вкусное. Что-то, что подается к столу именно в пост: засахаренные орешки, особенные сухофрукты или мармелад, специальная постная коврижка или печеные яблоки. Или свежие овощи зимой. Это будет необыкновенно, и это запомнится.

Праздник ожидания праздника

Взрослым стоит постараться объяснить подрастающим детям, что, перебарывая свои желания в пост, мы готовимся к празднику. Постясь, мы имеем возможность острее и ярче пережить радость Пасхи или Рождества. Как крупную, самую вкусную ягоду часто оставляешь напоследок, так и в пост, откладывая радости, готовишь себя к празднику.

Спрашивать с каждого по его мере

Все дети по-разному переживают голод или ограничения в сладостях. Есть и те, кто совсем не может потерпеть. Многим, в силу проблем со здоровьем или из-за повышенных нагрузок, просто нельзя поститься. Если взрослые не понимают индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и накладывают на него непосильные ограничения, возможен выраженный «откат» от веры в подростковый период.

Каждому из детей в семье стоит помочь сформулировать те принципы поста, которые ему посильны. И если необходимы отступления от правил поста — это тоже стоит оговорить. Тогда ребенок не будет чувствовать себя нарушителем.

Пост — дело добровольное, это прежде всего усилие, тренировка воли. Но воля ребенка еще не созрела, она только формируется. И родители могут помочь этому процессу, если будут оценивать усилия, а не результат. Успехи детей стоит отмечать похвалой, а провалы — сглаживать.

Подростки, выросшие дети любят принимать решения сами. Родители уже не могут навязывать им свою волю. Это возраст, когда человек учится брать ответственность на себя и видеть последствия своего выбора. Если ребенок, постившийся в детстве, теперь от поста отступает, он в конце концов увидит, что сам себя обкрадывает. Исключения представляют дети, которых постили слишком строго.

С точки зрения психолога

Чтобы понять, насколько душеполезен пост вашим детям, задайте себе вопрос: как ждут дети приближения поста? С ужасом и тоской — или радуются: наконец-то мы опять будем печь постные пирожки, а там скоро и Рождество? Что они думают о родителях? Мама (папа) в пост особенно строгая, сердитая — или особенно внимательная и мы смотрим диафильмы, до чего в обычное время руки не доходят? Постарайтесь найти золотую середину — не ломая волю, привить ребенку культуру поста. Ведь взрослому человеку усваивать ее намного труднее. Пусть девочки с детства научатся постной кухне, а мальчики узнают, что без масла и мяса жизнь не кончается.

В наше время поститься не так просто — ведь это противоречит лозунгу «возьми от жизни все». Мирно проводить пост надо учиться, учитывая ошибки свои и чужие. И мы, родители, часто учимся поститься вместе с детьми.

Ребенок и пост

Священник Александр Дубинин, «Ребенок и пост»,

Родители, желающие дать своему ребенку христианское воспитание, порой в недоумении останавливаются перед тем, как поститься ребенку. Принимая важность поста для взрослых, они не могут признать его необходимости для детей. Из-за этого бывает, что пощение откладывается до того, когда дитя «вырастет», «окрепнет» телесно. Ребенок лишается таким образом могучего вспомогательного средства духовного возрастания. С непониманием сущности православного поста связана и другая, противоположная крайность: чрезмерная строгость и требовательность к ребенку в отношении поста.

Пост, как христианский подвиг, не принадлежит исключительно одному телу. Однако здесь пойдет речь об этой телесной стороне поста, потому что именно вопрос постного питания детей особенно интересует родителей: нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? Как? Не повредит ли временное отсутствие мясной и молочной пищи его здоровью? Как быть, если дети имеют хронические заболевания? Как объяснить маленькому ребенку пользу от поста?

Христианский пост — это не просто «невкушение» чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи, но сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся в память о своем Спасителе, при чем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью.

Прежде всего, есть постные дна всего года — это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница).

Великий пост — это древнейший и главный пост православной церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой. Он был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу, собираясь на свои вечери. По словам св. Епифагия, историка Церкви, в древности христиане «в пост пасхальный спали не иначе как на земле, проводили время целомудренно, в злострадании, в сухоядении, в молитвах, бдении, постах».

Позже Церковью были установлены и другие длительные посты: Рождественский, Успенский и Петров. Каждому из них соответствуют свои уставные правила относительно пищи.

На Руси очень высоко ставили послушание уставу Церкви. В своей повседневной жизни миряне старались подражать монахам. Замечательные, редкие постники были не только среди простонародья, но и среди высокопоставленных вельмож (например, князь Семен Федорович Курбский), и государей. «Тишайший», т. е. кроткий, смиренный) царь Алексий Михайлович с любым иноком мог поспорить в искусстве молиться и поститься: в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел ничего. Такой строгости в соблюдении постов он навык с детства.

Все же строгий дух православного поста хранился не во всех состоятельных семьях и в обществе в целом ослабевал со временем. Изобретались новые чрезвычайно вкусные постные блюда. Вспомним «Лето Господне» Шмелева. Просыпаясь утром в первый день Великого Поста, мальчик чувствует, что наступил особенный день, что взрослые стараются избегать ссор, вспоминает, что «душу готовить надо». «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с рубленной капустой, кислой, густо посыпанной анисом. Я даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые «барашки», «кресты» на Крестопоклонной. Мороженная клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки. » Ясно, что все эти блюда и лакомства, хотя и не противоречит уставу Церкви, но все же является утешением для немощных, прежде всего для детей, чтобы им легче было перенести пост.

Святые отцы, говоря о важности поста, не считают его чем-то самодостаточным для спасения. Самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись.

Замечено, что скоромная пища мешает нам молиться и думать о духовном, и в определенные дни Церковь освобождает нас от этого. Но и не это самое главное. Так, прп. Амвросия Оптинского спросили: «Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?» Он объяснил: «Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного» Грех состоял в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть «чрева» (то есть плоти).

Теперь ответим на вопрос «Зачем поститься детям?» Да затем же, зачем и взрослым. Детям надо учиться плоть подчинять духу. Через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании Церкви.

Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще не укоренились и не стали второй натурой. Но не один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни. Поэтому духовная польза от поста для ребенка несомненна.

Пост — это не отсутствие, а временная перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, проявления власти над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.

Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.

Как отличить, желает ли ребенок пищи по телесной потребности или по угождению чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: «вкусно — невкусно» или «этого хочу — этого не хочу». А угождение чреву — это либо превышение нужного телу количества пищи, либо услаждение вкуса.

Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей. Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным а. развиваем в нем губительную страсть.
Каким образом это происходит?

Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: «От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности». Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться.

Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек становится слишком разборчивым, привередливым в пище. К сожалению, это очень часто происходит с. современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти.
Но не родители ли делают ребенка привередой? Всячески потакая его вкусу, лишь бы только вызвать аппетит. Вот как это происходит.

Любящее родительское сердце часто неспокойно, когда ребенок плохо ест. «Плохо ест» и «хорошо ест» — таковы главные характеристики здоровья ребенка. Что значит «плохо»? — меньше, чем хотелось бы родителям, и без аппетита.

Отсюда так хорошо знакомая всем картина: малыш сидит за столом; мама или бабушка развлекает его игрушками или сказками и одновременно кормит. Тот пытается увернуться от ложки, но иногда все же, увлекшись сказкой, автоматически открывает рот, куда вливается или кладется пища. Однако медицина говорит, что такая еда не пойдет впрок. Видимо, ребенок, которого кормят таким образом, не голоден — в этом все дело. Не понимая этого и опасаясь оставить дитя без питания, родители изобретают все новые блюда, готовят что-нибудь особенное, чтобы заинтересовать ребенка — привлечь его к столу без чувства голода. Так и начинается чревоугодие.
Большинство родителей, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. При этом скорость насыщения детского организма теми или иными веществами сильно превышает скорость выведения продуктов распада. Они со временем накапливаются в таком количестве, что начинают отравлять организм.

Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырехразовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно.

Постное детство

Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?

Постись – не дерись

Cемилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому». А еда? «Пост в пище – это важно, но второстепенно, – говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. – Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста – не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать – значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего – нельзя».

И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. «С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что «вот так принято», это норма и по-другому жить странно, – говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, – например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, – абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается – с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной».

С тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребенка не принесет вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, отец семерых детей: «Мы в своей семье определяем для детей три степени поста: первая – с молоком, но без мяса и яиц, вторая – без молочных продуктов, но с рыбой, третья – в зависимости от строгости каждого конкретного поста наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети. Мнение о том, что ребенок рискует недополучить витамины, вещества, необходимые для роста, – это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал родителям давать детям в пост больше меда, клюквы, орехов, если у ребенка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины «Декавит», «Поливит» – самые простые и дешевые, которые можно найти в любой аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».

Постное пирожное

Протоиерей Сергий Правдолюбов, представитель старинной священнической династии, в которой не прерывалась христианская жизнь и семейный уклад даже в годы гонений на церковь, вспоминает, что в их семье все дети соблюдали посты с семи лет по уставу преподобного Саввы Освященного, то есть без масла. «Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я вряд ли научился бы поститься по-настоящему».

Но, как говорят многие опытные священники, мера ограничения все же для каждой семьи индивидуальна, она скорее должна определяться духовником, чем соответствовать каким-то внешним нормам. «В нашей семье мы старались избегать крайностей – рассказывает отец Александр Ильяшенко. – Конечно, без мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А вот без молочной пищи маленький ребенок не может, да и не должен обходиться. Тем более что современный ребенок живет в нарушенных экологических условиях, далеко не всегда дышит чистым воздухом, не пьет чистую воду и питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А когда дети подрастут, станут покрепче, они смогут и строже поститься. Очень важно, чтобы относительно поста ребенка мать советовалась со священником. Если она против каких-то строгостей, об этом обязательно надо сказать священнику, потому что мать очень хорошо чувствует своего ребенка, видит, тянет ли он ту нагрузку, которая на него возлагается».

«У нас в семье дети не постятся так же, как родители, – рассказывает Татьяна, мама троих детей. – У нас всегда для детей есть дома молоко и творог, часто рыба, но специально непостную еду я для детей не готовлю, поэтому все равно режим питания у них меняется. Непостные лакомства у нас отменяются, но есть лакомства постные и при этом полезные: курага, сушеные яблоки и особенно любимые моими детьми сушеные дыни. Еще у нас есть «постные пирожные»: хлеб подсушивается с одной стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем яблоки кружочками и посыпаются сахаром. И все это ставится опять в гриль. Перед Пасхой и Рождеством у детей бывают порывы – два-три дня попоститься строго, как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом не настаиваю».

Мама, я съел сосиску!

— Почему-то как пост, так нам каждый день в школе сосиски или колбасу дают!» – сокрушается третьеклассник Ваня. Ребенку-школьнику, если он учится не в православной гимназии, постом приходится трудно – нет возможности выбирать, дали на завтрак сосиски или творожные сырки – ешь. Как тут быть, ходить голодным? И если чадо пришло из школы Великим постом и говорит: «Нам давали сосиски, и я их съел?» – как реагировать?

«Обнять, поцеловать и сказать: «Приятного тебе аппетита», – советует священник Александр Ильяшенко. – Похвалите ребенка за честность, за то, что он сказал правду. Очень важно, чтобы ребенок рос искренним. Чтобы если он что-то делает не так, то не прятался, не таился, а честно об этом говорил. Есть такая народная мудрость : » Повинную голову меч не сечет » . Как я уже говорил, пост – не голод, и голодный ребенок не может полноценно учиться. Пусть он ест школьную еду. Церковь же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребенок волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть картошку или макароны. Но не нужно ребенка загонять в угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя в чем-то другом – например, не съест дома лишнюю конфетку. Не должно быть формализма в духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также и с постом – нужно творчески, молитвенно искать пути духовной жизни для ребенка, а не просто выполнять какие-то формальности. Нужно молиться, чтобы Господь умудрил найти правильное решение относительно меры поста для ребенка и для других сторон его духовной жизни».

— Если мы что-то отменяем в пост, те же мультики или развлечения, то, мне кажется, хорошо бы и привносить что-то особенное, постное, – рассказывает многодетная мама Татьяна. – Например, у нас в семье есть традиция Великим и Рождественским постами каждый вечер читать при свечах большое Евангелие с фотографиями Святой земли. Еще я стараюсь в эти посты делать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся к Рождеству или Пасхе.

О. Александр Ильяшенко: «Есть старые послевоенные мультфильмы – «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Заколдованный мальчик», «Дудочка и кувшинчик», «Два жадных медвежонка» – или, например, замечательная «Сказка о солдате», где главный герой творит добрые дела и побеждает нечистую силу – солдат прямо в экран осеняет себя крестным знамением, это в 1951 году! – эти добрые и по сути православные сказки несут глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их вполне можно показывать детям и постом. Хотя, конечно, показ мультфильмов всегда должен быть под контролем, этого не следует делать слишком часто. Что же касается празднования дней рождения и именин детей, если они выпадают на пост, то тут можно перенести празднование на воскресный день, в который пост всегда ослабляется, и приготовить вкусные постные блюда».

На хлеб и воду!

— В одной семье, когда дети совершали какую-то провинность, родители сажали их на целый день на хлеб и воду. Можно ли пост применять к детям в качестве наказания?

Священник Александр Ильяшенко: «Если родителю хочется ребенка посадить на хлеб и воду, это значит, что он много-много упустил в воспитании, когда ребеночек был еще совсем маленьким. Может быть, это мамочку или папочку было бы правильно посадить на хлеб и воду? Пусть они каются, молятся и смотрят, какие ошибки воспитания совершили. Прибегать к таким крайностям – это педагогическое поражение. Мы как-то очень легко берем на себя функции полицейских, с удовольствием становимся держимордами. Разве нельзя до ребенка иным способом что-то донести?»

Если у ребенка нет правильного понятия о посте, то пост может не укрепить его в вере, а, напротив, оттолкнуть. «Если с постом связаны какие-то конфликты, – говорит отец Александр, – например ребенок протестует против поста, значит, что-то не так, допущен какой-то грех со стороны родителей, непродуманность. Там, где Господь и любовь, не может быть ссор, вражды, противостояния. Молись глубже, думай серьезнее, и Господь покажет, как поступить».

Бывает, что один из родителей воцерковлен, другой нет, и вопрос поста детей в такой семье нередко приводит к конфликтам между супругами. В таком случае конфликт часто касается не только поста, но и посещения богослужений, характера воспитания и многого другого. Общий совет тут дать трудно. «Но я бы не дал и однозначного совета, что нужно просто уступить и ждать совершеннолетия ребенка, пока он сам наконец определится, – говорит протоиерей Максим Козлов. – Было бы неправильно просто радостно развести руками и сказать: «Я ничего сделать не могу, будем есть котлеты, чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять его своим постом». Бороться за то, чтобы пост у ребенка был, нужно. Если неверующий супруг может принципиально настаивать на необходимости куриного бульона, то настаивать на необходимости леденцов во время Великого поста он вряд ли станет».

Читать еще:  Пасха и великий пост
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector