2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ апостола марка

Крылатый лев Святого Марка

В 828 году венецианские купцы выкрали из Александрии мощи евангелиста Марка. Апостол стал покровителем Венеции, а его звериное воплощение – символом города.

Апостол от семидесяти Марк — автор одного из канонических евангелий. Его жизнеописание Христа традиционно называется книгой, написанной специально для язычников. В этом евангелии меньше отсылок на Ветхий завет, чем у Матвея и Луки, и больше замечаний, предназначенных для новообращенных. Также Марк — первый епископ Александрии. Александрийские же язычники, недовольные христианской проповедью, убили апостола в 68 г. н. э.

Венецианская традиция утверждает, что северо-восток современной Италии (земли венетов) был обращен в христианство также Марком, сделавшим первым епископом Аквилеи своего ученика Гермагора. В эпоху Римской империи Аквилея являлась крупнейшим городом на прибрежье Триестского залива, а после ее разрушения варварами часть жителей города основала Венецию. Покинув побережье, они осели на находившихся в лагуне островах, на которых и выросла будущая столица средневековой республики. Географическая изолированность от остальной Италии позволила будущей «Королеве морей» благополучно пережить потрясения Темных веков.

Святой Марк. Источник: wikimedia.org

Согласно преданию, однажды корабль святого Марка, возвращаясь из Аквилеи в Рим, угодил в лагуне в шторм, а явившийся ему ангел возвестил, что тело евангелиста в будущем будет покоиться именно в этих местах. Эта легенда очень пригодилась венецианским дожам в IX веке, когда город обрел фактическую независимость. Случилось это после войны с Франкской империей. В 809 году сын Карла Великого и король Италии Пипин попытался осадить Венецию, но потерпел поражение и вынужден был отступить. Город остался вне зоны влияния франков и будущей Священной Римской империи. По договору между империей франков и Византией Венеция признавалась частью Византии, но фактически оказалась независимой. Дальнейшие связи с Константинополем только пошли республике на пользу, так как она обзавелась множеством торговых привилегий, которых были лишены другие западные купцы.

Осада Венеции Пипином. Источник: wikipedia.org

Итак, IX век — начало славной истории Венеции, когда с ней стали считаться короли и императоры. Закрепить статус важного политического центра Европы кроме выигранной войны и прибыльной торговли можно было с помощью заметного религиозного и символического жеста. Он был сделан в 828 году — в период правления дожа Джустиниано Партечипацио, сына Аньелло Партечипацио, возглавившего сопротивление венецианцев Пипину Итальянскому. Город тогда овладел священной христианской реликвией — мощами евангелиста Марка.

На самом деле мощи были попросту украдены. Два венецианских купца Буоно и Рустико прибыли в мусульманскую Александрию, заручились поддержкой местных греческих монахов и погрузили останки на свой корабль. Когда в бухту с обыском прибыли сарацины, добычу прикрыли свиными тушами. Набожные мусульмане не посмели прикоснуться к мясу нечистого животного и поспешили убраться с корабля. Хитрость сработала, и судно благополучно покинуло гавань. Более того, считается, что во время плавания дух святого Марка разбудил уснувшего капитана, посоветовал тому спустить парус и не позволил кораблю разбиться об риф.

Возможно, экспедиция была организована по личному распоряжению дожа. Но даже если мощи оказались в Венеции по инициативе чрезмерно ретивых купцов, появление реликвии в городе все равно стало поворотным событием в его истории. Джустиниано Партечипацио распорядился построить церковь святого Марка, куда и перенесли мощи. Эта первая базилика простояла до 976 года. Ее повредил пожар, начавшийся во время дворцового переворота. В XI веке венецианцы построили новую церковь, которая стоит на площади Сан-Марко по сей день. Ее освятили в 1094 году.

Когда сгорел первый храм, мощи святого Марка бесследно пропали. С появлением новой базилики в городе объявили трехдневный пост. О возвращении мощей молились все венецианцы от простых жителей до дожа и вельмож. На третий день во время мессы у храма обвалилась часть каменной кладки, а в образовавшемся отверстии очевидцы с радостью увидели потерянные мощи. Реликвию торжественно перезахоронили. Сам храм стал символом венецианского могущества. Роскошное строение как нельзя нагляднее демонстрировало богатство торговой империи. Дож Доменико Сельво даже повелел каждому венецианскому купцу, торговавшему на Востоке, привозить для стройки века резные украшения и мрамор. Собор был выполнен в византийском стиле. Его великолепные мозаики рассказывают и о похищении мощей из Александрии.

Похищение мощей. Источник: wikipedia.org

Если святой Марк считается покровителем Венеции, то ее символом стал крылатый лев. Образ этого зверя уходят корнями в Ветхий Завет. В книге пророка Иезекииля появляется тетраморф — существо с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В Апокалипсисе Иоанна они же выступают в качестве апокалиптических существ. Позднее христианские богословы связали четыре крылатых образа с евангелистами. Матвей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Марку в пару подобрали льва, так как в начале евангелия он описывает пустыню.

Венецианцы изображали крылатого льва на своих знаменах, вырезали на бастионах и кораблях. Лев держит книгу, на которой написано: «Pax tibi, Marce, evangelista meus». Именно с этими словами («Мир тебе, Марк, евангелист мой») обратился к евангелисту ангел в видении во время бури на месте, где позже будет основана Венеция.

Крылатый лев. Источник: wikipedia.org

Верующие республики первым поминали Марка в своих молитвах. Его имя выкрикивали, вступая в бой, солдаты и матросы. В период расцвета средневекового государства под крылом апостольского льва находились Кипр и Крит.

В 1797 году Венецию впервые за всю ее тысячелетнюю историю заняли иностранные войска. Это была французская армия — накануне Наполеон объявил республике войну. Сокровищницу святого Марка по частям отправили в Париж, а большую часть каменных крылатых львов, тут и там встречавшихся на улицах города, уничтожили. Вместе с фантастическим зверем сгинула и независимость — вскоре Венеция была присоединена к Австрии.

Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, ЛукеТелец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.


Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания


В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония. Он считал, что Человек — это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.

Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Читать еще:  Постные дни для поминок

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Апостол и евангелист Марк († 63).

Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63).

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом – львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

► БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг.
Цветная смальта. 16 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.

Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа – три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.

► ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг.
Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона.

Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой – перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.

► «Лев, символ апостола Марка».
Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ).
► «Св. евангелист Марк». Фрагмент иконы «Минея на апрель». 1-я пол. XVIII в.
Дерево, темпера.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.

Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.

► «Апостол и евангелист Марк».
Горельеф на створках врат центрального портала западного фасада Храма Христа Спасителя в Москве.
► «Апостол Марк». XVI в.
Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры).
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.

Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.

Читать еще:  Пасха 2020 начало поста

► «Евангелист Марк».
Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области.

Символ апостола марка

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: «Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк — это лев, Лука — крылатый бык, а Иоанн — орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?»

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

«О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, — говорит архимандрит Пафнутий. — В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами — человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов — мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка — вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был «гласом вопиющего в пустыне» и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил «Сегодня» архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал «преференции» от римлян — им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

Так вот Матфей был мытарем Копернаума по прозванию Левий. Это был человек не бедный, но и не дурной, как представляли его фарисеи. Когда Иисус вышел из Копернаума к морю, он проходил мимо мытницы — места для сбора пошлин. Глаза Господа остановились на мытаре, сидящем за таким непривлекательным делом. «Иди за Мной!», — сказал он вдруг мытарю. И Матфей встал и пошел. Он и раньше стремился ко Христу, а теперь всем сердцем внял Его словам.

Евангелие от Матфея — первая по времени книга Нового Завета. Главное намерение этой книги — раскрыть, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому Матфей начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, благовествует о воплощении и человечестве Иисуса Христа. Эта отличительная особенность Евангелия от Матфея и выражается на его иконах, где он изображен вместе с ангелоподобным человеком.

Свое евангелие Матфей написал на еврейском, на котором тогда говорили палестинские иудеи. Все остальные книги евангелистов были написаны на греческом, которым говорили всюду. Вскоре Евангелие от Матфея было переведено на греческий, тогда как еврейский подлинник этой книги утрачен.

Святой Матфей. С ангелоподобным человеком.

ОРЕЛ: ВЫСОТА ИОАННА

Каждое слово от Иоанна есть таинство. Изображение святого Иоанна с орлом символизирует высокое парение мысли, за высоту которой евангелиста называют Богословом, Тайновидцем и Тайнозрителем. Ведь именно ему Господь доверил написать одно из самых сакральных мест Священного Писания — «Апокалипсис» («откровение») об отдаленной судьбе Церкви Христовой.

Евангелие от Иоанна написано по просьбе верующих, которые очень переживали, что за распространившимися ересями и лжеучениями потомки утратят Истину. Верующие просили Иоанна изложить письменно то, что он видел и слышал от Христа. Иоанн наложил на христиан пост, а сам удалился с учеником Прохором на гору, где провел три дня в посте и молитве. На четвертый день, когда грянул гром и заблистала молния, Иоанн стал диктовать ученику начало евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога». Иоанн описывает опущенные другими евангелистами чудеса благости Христа, Его милосердия к грешникам, снисхождения к нашим слабостям. «Сын грома», как некогда назвал св. Иоанна сам Христос, в своей книге поражает громами все ереси и лжеучения, процветавшие во время его жизни. Ревность к славе Божьей и любовь к ближним побудила апостола написать еще и «Первое послание», которое является руководством к христианской жизни. Учение, предлагаемое св. Иоанном в этом послании — учение любви.

Святой Иоанн. Высота, покорная лишь орлам.

ТЕЛЕЦ: ЛУКА ПИСАЛ О ЖЕРТВЕ ХРИСТА

«Евангелиста Луку изображают с тельцом (быком), подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя», — поясняет нам архимандрит Пафнутий. — Лука — один из 70 апостолов Господних. Свое Евангелие он начинает повествованием о служении отца Предтечи, святого Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также святой евангелист изображается на иконах с тельцом, так как он больше всех писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Также святой Лука написал книгу Деяний святых апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Святого Духа на апостолов (чему сам был свидетелем), их деяний и чудес, распространение Евангелия и устройство первой Церкви Христовой на земле. В особенности подробно описал жизнь и деяния апостола Петра, у которого был любимым учеником.

Лука прекрасно знал греческий и египетский языки, был врачом и философом. Наиболее известен Лука в евангельской притче о том, как в день Воскресения вместе с другим христовым учеником Клеопой шел в селение Эммаус, скорбя о гибели своего Учителя, когда к ним подошел воскресший Господь, но не был ими узнан. Лука и Клеопа рассказали своему спутнику о смерти Христовой, на что выслушали Его проповедь, все еще не узнав Иисуса. Прозрение пришло только к вечеру во время трапезы. Когда Христос преломил хлеб, благословил и подал им, лицо Луки тут же залилось слезами. Вернувшись из Эммауса в Иерусалим, Лука и Клеопа рассказали остальным 11 ученикам о явлении им воскресшего Христа. Во время этого рассказа перед учениками и явился воскресший Христос.

Предание говорит, что Лука написал первую в мире икону — образ младенца Господа Иисуса Христа, а после — еще две иконы Пресвятой Богородицы и образы первоверховных апостолов Петра и Павла. Со святого Луки началось иконописание в мире.

Святой Лука. Телец, принесенный в жертву.

4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Всё, что мы знаем о Боге, изложено в Евангелиях. Их авторы — 4 апостола-евангелиста. Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Во времена, описанные Библией, евангелистами считались все миссионеры, которые проповедовали христианство иудеям и язычникам. Но 4 евангелиста, о которых пойдет речь, проделали особую работу – они написали четыре великие книги, из которых род человеческий узнал о Христовой любви, всепрощении, покаянии и спасении.

Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью

Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).

Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.

Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.

Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.

Читать еще:  После масленицы великий

Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени

  • Символ — ангел или человек;
  • Дата рождения — 1 век н.э;
  • Дата смерти — 74 год н.э;
  • Книги — Евангелие от Матфея;
  • Смерть — убит мечом в Эфиопии.

О евангелисте Матфее известно немногое. Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания. Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.

Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.

Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением Иисуса Христа.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Какие символы были у этих четырех евангелистов

Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.

Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:

  • Иоанн – образ орла;
  • Матфей – лик ангела, или человека;
  • Марк – образ льва;
  • Лука – образ быка.

Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:

  • Иоанн – львиный образ;
  • Матфей – человеческий лик;
  • Марк – образ орла;
  • Лука – образ тельца.

Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.

Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.

Иероним изъясняет символы так:

  • Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
  • Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
  • Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
  • Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.

У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.

Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.

Cвятой апостол и евангелист Марк — 8 мая день памяти

Cвятой апостол и евангелист Марк

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6–12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; 16, 15).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector