0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смысл поста перед пасхой

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Рос­сий­ской просиявших» – 21 июня .

Неделя 3-я по Пятидесятнице – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 28 июня .

LiveInternetLiveInternet

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Пост перед Пасхой. Суть Великого поста

Продолжается Великий пост (или же Пасхальный пост), который в общей сложности продолжается 40 дней. Зачем нужен этот пост и почему он такой длинный? Далеко не все «верующие», посещающие церковь, понимают суть Великого поста. А уж тем более далеки от понимания его сути люди, которые считают себя верующими, но верующими, как они выражаются, «по-своему».

Здесь же хочу привести слова протоирея Сергия Четверикова о сути Великого поста, о том, откуда берет свое начало пост и для чего он вообще нужен верующему человеку.

Пост — это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился Святой Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился 40 дней пред выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и нам сорокадневный Великий пост.

Не смотря на все эти примеры, не смотря на то, что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие не соблюдают его. Они напоминают больного, которому предлагают лекарство, а он отвечает:»Зачем мне лекарство? Мне нужно выздороветь». Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается, чтобы он выздоровел.

В этом же заключается и суть Великого поста — он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья.

Какое же значение имеет пост для здоровья души?

Как известно, пост подразумевает под собой переход от более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную, а иногда еще на менее питательную — растительную, и, наконец, даже на сухоедение. Этим переходом с одного рода пищи на другой Церковь хочет ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью.

Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время — и того труднее!

Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно. Но мы должны иметь в виду не злоупотребления, а то, что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздеражание и умеренность.

Говорят некоторые, что постная пища вредна для здоровья. Это не верно. Для здоровых она не вредна. Кому же по слабости здоровья необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста.

Что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых, из того, что постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.

Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек и не быть их рабами. В этом и заключается главная суть Великого поста.

Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что суть Великого поста состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постной, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и развлечениях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от смотрения телевизора, чтения развлекательных книг и журналов.

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу Святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!»

Читать еще:  Свадьба в великий пост

Итак, Церковь не напрасно приняла и хранит святые посты. Научимся уважать пост, оценим его пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!

Протоиерей Сергий Четвериков
Общедоступная религиозная
библиотека. Париж, 1938 г

Великий пост 2020: календарь питания по дням

Великий пост – самый строгий! В 2020 году он начинается в понедельник, 2 марта и заканчивается в субботу 18 апреля. Семь недель, до самой Пасхи верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют – маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;

  • полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;

  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером;

  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;

  • во вторники и четверги — горячая пища без масла;

  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);

  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде. Вам достаточно придерживаться постного меню. И не грешить!

Ведь главное в посте – не мясо не кушать, а друг-друга не съесть!

Постные блюда для Великого поста

Готовим:
1. Первым делом ставим поджариваться тосты. А пока они доходят до кондиции, занимаемся авокадо.

2. Авокадо сначала разрезаем пополам и удаляем косточку. Снимаем кожу, а мякоть перекладываем в блендер.

3. Туда же, к мякоти, добавляем мелко нарезанную луковицу, кинзу, лимонный сок, перец и соль. Взбиваем все в пюре.

4. Теперь просто наносим поверх теплого тоста питательную пасту из авокадо и, похрустывая, утоляем зверский голод.

Рыба и яблоки — поначалу неискушенных это может шокировать. Но только поначалу. Потому что потом они будут заняты другим вопросом: кому же идти за добавкой…

Кстати, среди всевозможных полезных свойств карпа медики называют и еще одно: в его мясе содержатся вещества, понижающие риск инфаркта.

Готовим:

1. Потрошеную рыбку солим и минут на 20 оставляем в покое.

2. Пока рыба просаливается, занимаемся начинкой: яблоки, лимон и лук очищаем. Затем все нарезаем одинаковыми небольшими кубиками. Тархун измельчаем.

3. Брюшко карпа изнутри натираем перцем и начиняем смесью лимона, яблок, лука и тархуна. Для верности брюшко можно сколоть зубочисткой в нескольких местах.

4. Подготовленного карпика перекладываем в рукав для запекания и готовим в разогретой до 180 °С духовке с расчетом: 50 минут готовки на каждый килограмм рыбы.

Готовим:

1. Этот салат начинаем готовить с сельдерея: черешки промываем, высушиваем и нарезаем тонкими колечками. Затем перекладываем в отдельную посуду, чуть-чуть присаливаем и разминаем руками, чтобы кусочки сельдерея дали сок и стали мягче. Вот в таком «придавленном» состоянии мы их и оставим на пару минут, пока занимаемся другими ингредиентами.

2. Следующий шаг — заправка. Ей перед употреблением не мешает постоять. Так что соединяем: натертый на мелкой терке чеснок, натертый свежий имбирь, лимонный сок, оливковое масло и черный перец. Все это взбалтываем на совесть и даем настояться в холодильнике около 10 — 15 минут.

3. Свеклу и морковку очищаем и натираем. Все, что осталось, — соединить их с сельдереем и заправить чесночно-имбирным соусом.

2 кальмара, 0,3 стакана риса, 1 средняя морковь, 0,5 луковицы, соль, черный молотый перец.

Для соуса: 3 свежих помидора, 1 зубчик чеснока, 2 — 3 ст. ложки растительного масла, соль, сахар, черный и красный молотый перец по вкусу, свежая зелень, 1 стакан воды или овощного бульона.

Готовим:

1. Тушки кальмаров сначала промываем в холодной воде и удаляем внутренности. Затем на 1 — 2 минуты опускаем в кипящую воду и сразу же достаем. Снова ополаскиваем в холодной воде, смываем верхнюю темную пленку.

2. Морковь натираем на крупной терке. Лук мелко нарезаем. Тушим морковь вместе с луком на растительном масле до мягкости.

3. Рис отвариваем до готовности и соединяем с тушеной морковью. Солим и перчим по вкусу. Этим фаршем начиняем тушки кальмаров.

4. ТОМАТНЫЙ СОУС (1. Помидоры на полминуты опускаем в кипяток, затем сразу же перекладываем в холодную воду. Снимаем кожицу. Мякоть мелко нарезаем. 2. В разогретую сковороду с растительным маслом опускаем разрезанный на половинки чеснок. Поджариваем его до румяного цвета и удаляем. 3. В получившееся чесночное масло перекладываем помидоры и тушим на маленьком огне, пока овощи не превратятся в пюре).

4. Томатное пюре разводим кипяченой водой (овощным бульоном) и продолжаем готовить еще 10 минут. Солим, перчим.

5. Фаршированные кальмары перекладываем в сотейник с томатным соусом и тушим еще не более 2 — 3 минут, посыпаем рубленой зеленью.

Смысл поста перед пасхой

Каждый год православным народом празднуется светлый праздник Пасха. А Великий пост, который предшествует Пасхе, это путь, который православные верующие проходят, готовя свои тела и души к большому празднику.

Великий пост символизирует подвиг Иисуса Христа. Для спасения людей, Святой Дух направил Иисуса в пустыню, где на протяжении сорока дней дьявол подвергал его различным искушениям. Христос устоял перед соблазнами дьявола. Сорок дней Иисус воздерживался не только от всевозможных утех, но и от еды и воды.

Великий пост каждый год начинается в разное время, так как его начало зависит от того, в какой день в этом году будет празднование Пасхи.

Великий пост – важнейший и самый древний из постов. Он символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост подводит православных людей к Страстной неделе (седмице) и, далее, к Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению. Во время Великого Поста молитвой и покаянием каждый из православных может испросить у Господа, говением и исповедью, прощение своих грехов и причаститься.
Продолжительность Великого Поста установленная Святыми Апостолами, составляет десятую часть года — Святую Четыредесятницу . Эту десятину года необходимо посвящать Богу, чтобы мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.
Таким образом Великий Пост — Святая Четыредесятница — есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу — на спасение своей души.

1. Три приготовительные недели.

2. Последнее воскресенье перед Великим Постом (Прощенное Воскресенье).

3. Великопостное Богослужение.

Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

4. Недели Великого Поста.

4.1. Первая неделя Великого поста.

Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается Канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. приказал в гор. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Читать еще:  Сколько длится пасхальный пост

4.2. Вторая неделя Великого поста.

4.3. Третья неделя Великого поста.

4.4. Четвертая неделя Великого поста.

4.5. Пятая неделя Великого поста.

4.6. Шестая неделя Великого поста.

4.7. Седьмая неделя Великого поста (Страстная Седмица).

Седьмая , последняя неделя перед Пасхою называется Страстною Седмицею . Эта неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страданиям, смерти на кресте и погребению. Все дни Страстной Недели называются Великими. И это связано с величием воспоминаемых событий. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.
Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. (Диакон Андрей Кураев) Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Понедельник , вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

Великий Четверг

Служба Великого Четверга посвящена воспоминаниям об умовении Иисусом Христом ног ученикам, о Тайной Вечери, о молитвах Иисуса Христа в саду Гефсиманском и о предания Его Иудою.
Служится Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения.

Чин Омовения Ног, совершенный Патриархом Кириллом.

Великая Пятница

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминаниях о страданиях Иисуса Христа на кресте, о Его мучительной смерти и о Его погребении. В Великую Пятницу Литургии не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое«. священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Великая Суббота

Правильное питание на период Великого поста

Великий пост самый строгий по сравнению с другими постами, которые соблюдаются верующими в течение года. Хочется отметить, что у неподготовленных людей и людей с ослабленным здоровьем, а также у тех, кто занимается тяжелым физическим трудом, могут возникнуть трудности, ограничив себя в еде. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к вопросу соблюдения поста.
В богослужебном уставе есть описание трапез во время Великого поста:
На период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло и т.д.).
Первая и заключительная недели поста являются наиболее строгими.
В понедельник первой недели и в пятницу последней недели (Страстная пятница) ничего не едят.
Во вторник первой недели разрешено хлеб и воду.
По понедельникам, средам и пятницам предусмотрено сыроедение. Пищу употребляют только единожды в сутки в вечернее время. Она должна быть холодной и без растительного масла.
По вторникам и четвергам разрешено прием горячей пищи, но в ней не должно быть масла. Прием пищи также однократно в сутки по вечерам.
По субботам и воскресеньем можно есть горячую пищу с добавлением масла и пить вино. Исключением является суббота в первую неделю. Употребление пищи такое же, как и в предыдущие дни первой недели. А в воскресенье шестой недели, которое называют Вербным воскресеньем, разрешена рыба.
Также послабление в еде допускается, если на период Великого поста попадают праздники великих святых. В эти дни разрешена горячая пища с добавлением растительного масла и вино.

Покаяния отверзи ми двери. Великий Пост

Восемь правил преподобного Паисия Величковского о соблюдении поста

Прп. Паисий Величковский (1722 – 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников, молитвами и трудами которого в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и старчества. Прп. Паисий считал пост одной из важных составляющих добродетелей, помогающих христианину духовно совершенствоваться и бороться со страстями и грехом.

1. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

2. Прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, – много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск.

3. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных как умертвляет скудная пища. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.

4. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.

5. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.

6. Святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности.

7. Воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час.

8. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

История Великого поста

Когда в Церкви появился Великий пост?

Фото Владимира Ештокина

До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)

По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.

Читать еще:  Пост перед пасхой 2016

В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».

В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

Сколько длится Великий пост?

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.

Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, – это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Что такое Великий пост по уставу Церкви?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

На анонсе: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862

История и великое значение поста перед Христовым Воскресением

Одним из главных постов, соблюдаемых православными верующими ежегодно, считается Великий пост – обязательное телесное и духовное очищение перед встречей со Светлой Пасхой. Длится он сорок дней и эта цифра глубоко символична.

Главный смысл Великого поста перед Пасхой Христовой

Великий Пост напоминает истинным христианам о том, как Сын Божий, Иисус, подобно Илье и Моисею постился в пустыне сорок дней и ночей сразу после крещения в Иорданских водах. В то время такое действие ещё не было Таинством религии, скорее оно являлось актом раскаяния и первым шагом человека к борьбе со своими греховными страстями. Иисус, Сын Бога показал своим крещением, что он готов взять на себя все людские преступления, чтобы затем искупить их своей добровольной жертвой.
Заранее зная о своих страданиях и смерти, он должен был подготовить и укрепить своё слабое человеческое тело и дух к предстоящему. Но не только это толкнуло его к этому поступку – время, проведённое в искренней молитве, позволило ему побыть наедине с Отцом и самим собой. При этом он вступил в открытую конфронтацию с дьяволом и победил его трижды.

Великий Пост – не простое ограничение в еде

Великий Пост – большое религиозное событие для православных верующих. В связи с тем, что каждый год дата православной Пасхи меняется, происходят изменения и в дате других церковных событий, в том числе, и православных постов.

Добровольный отказ от запрещённой в эти дни пищи – не главное для христианина. Прежде всего, это память о нашем Спасителе, совершенствование своей души и обращение к своим недостаткам, которые необходимо искоренять.

Основной целью каждого, кто взял на себя ответственность поститься, является изменение своих взглядов, ограничение в делах, которые не способны принести пользы нашей душе, желание стать лучше, добрее и снисходительнее к поступкам и жизни других людей, окружающему миру. Если ограничение в пище вызывает недовольство и заставляет срываться на ближних, не стоит воздерживаться, ведь это не только не поможет телу и душе, но и навредит им ещё больше.

Правила воздержания в еде во время дней православного поста перед праздником Пасхи

В отношении еды в постные дни разрешается, есть разного вида орехи, сухофрукты, любые фрукты и овощи, продукты, содержащие мёд, ягоды и варенье, пресный хлеб (изготовленный без добавления соды, дрожжей, яиц и масла), любые блюда, приготовленные из злаков, то есть каши.

Из спиртосодержащих напитков позволено лишь вино красных сортов, но только в конкретные дни недели.
Главные запрещённые продукты – мясная продукция и её субпродукты, молоко и все молочные и кисломолочные продукты, яйца и блюда, связанные с их добавлением, мясо рыбы, масло растительное (в определённые дни).

Основные послабления во время великого Поста перед светлым праздником Пасхи Христовой:

В канун Вербного воскресенья разрешено кушать икру рыб, рыбную продукцию также можно употреблять лишь на Благовещенье и на праздник Входа Господня в Иерусалим.
Масло (только растительное) можно употреблять для приготовления еды в дни почитания наиболее значимых святых, в выходные дни, за исключением Субботы на страстной неделе. Такие запреты касаются и красного вина.
Послабления в самые строгие дни могут относиться к больным людям, женщинам во время вынашивания ребёнка, детям, людям преклонного возраста.

Пищевые продукты, которые разрешены употреблять в пост –

  • это все виды овощей и фруктов, причём использование их как в свежем виде, так и в сухом, замороженном;
  • любые грибы и орехи;
  • злаки и бобовые,
  • майонез на соевой основе,
  • разносолы (маринованные, засоленные и квашенные продукты).

Самые строгие дни говения – четыре первых дня и последняя неделя перед Пасхой

Особенностями Великого поста является и то, что все памятные дни мучеников и святых переносятся с будней на субботу и воскресенье, когда и отмечаются с небольшим количеством вина, мясом рыбы и использованием разных растительных масел.

Интересно, что в постные дни табу касается шумных празднеств и развлечений, не следует слушать громкую музыку и вступать в интимные отношения. Кстати, издавна пошла традиция во время постных дней не проводить бракосочетаний и венчальных служб. В прежние времена на Руси после Прощёного воскресенья и с приходом первой, сыропустной недели поста заканчивались народные гулянья и свадьбы.
Если человек поститься в первый раз, ему следует заранее приготовиться к этому событию, постепенно отказываясь от запретных продуктов. И не стоит забывать, что во все дни поста необходимо уделять время молитве, разговору самой души человеческой со своим Создателем, чтобы встретить Христово Воскресение с чистой душой и радостью в сердце.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector